ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии
г. Пинска"

Меню раздела

    Новости Министерства образования

    03.05.2024В Беларуси наградили победителей Республиканской олимпиады по теории и практике избирательного процесса
    Ее в стране проводят уже во второй раз. В организаторах: Министерство образования, Центральная избирательная комиссия, Академия управления при Президенте, Академия образования.Подробнее...
    03.05.2024В центе внимания – Витебский регион
    Сегодня с рабочим визитом Министр образования Андрей Иванец посещает Витебский регион.
    В программе пребывания достаточно много ключевых позиций: ход подготовки к проведению на самом высоком уровне XI Форума регионов Беларуси и России, который состоится 27 – 28 июня на площадках в Витебске, Полоцке и Новополоцке; встреча с педагогической общественностью Полоцка и Новополоцка; диалоговая площадка, посвященная VII Всебелорусскому народному собранию, а также ознакомление с материально-технической базой и условиями образовательного процесса в Полоцком кадетском училище

    Подробнее...
    02.05.2024Долг живых – не забывать о тех, кто спас Родину
    Память о Великой Отечественной войне будет переходить из поколения в поколение как величайшая трагедия и свидетельство мужества и стойкости народаПодробнее...
    30.04.2024Поздравление Министра образования с праздником Труда – 1 мая
    Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
    От имени Министерства образования Республики Беларусь и от меня лично примите самые искренние поздравления
    с праздником Труда – 1 мая!
    Подробнее...
    Главная : Методическая работа : В помощь педагогу. Структура уроков : Целеполагание по Запрудскому

    Целеполагание по Запрудскому

     

    Критерии качества образования учащихся

    Виды

    целей или задач

    Содержательная основа для постановки целей или задач

    Способы формулирования целей или задач

    Обученность

    Обучающие (практические, когнитивные) цели на урок или тему

    Раздел учебной программы «Учащиеся должны знать и уметь»

    Степень готовности учеников к изучению нового материала

    Через действия учащихся, которыми они овладеют к окончанию урока, или с помощью теста

    Личностное развитие

    Задачи личностного развития учащихся

    Проблемы в интеллектуальном и нравственном развитии учеников

    Списки ценностей и ключевых компетенций (социальные и учебные)

    Содержание изучаемого материала

    С помощью слов и словосочетаний «содействовать», «способствовать», «поддерживать», «предоставлять возможность», «организовать ситуацию», «создать условия»

    Здоровье

    Задачи сохранения здоровья

    Показатели здорового человека данного возраста

    Знания о состоянии здоровья учеников на день проведения урока

    Через характеристики здоровьесберегающей среды урока

     

    Примеры формулировки задач личностного развития:

    · создать ситуацию нравственного выбора;

    · создать условия для самоопределения на результат познавательной деятельности на уроке;

    · создать ситуацию рефлексии по поводу самоопределения на групповую работу;

    · содействовать развитию критического мышления;

    · создать условия для взаимного обучения;

    · поддерживать стремление в построении собственных целей деятельности;

    · способствовать присвоению ценности «частная собственность»;

    · создать условия для развития исследовательских способностей;

    · способствовать присвоению ценности «Родина»;

    · создать условия для актуализации потребностей в поисковой деятельности и т.п.

    · содействовать развитию лидерских качеств и т.п.

    Как правильно формулировать цели урока?

     

    Как не превратить написание целей урока в “магию слов”? Как сформулировать осмысленные и конкретные цели занятия, а не делать формальную отписку?

    Большинство материалов, размещенных в «Интернете» практически повторяют одно и то же:

    “Цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока”;

    “Сформулированная цель должна быть: а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.”

    Вариантов целеполагания существует достаточное количество. Все чаще можно встретить суждение, что цель должна быть триединой, так как на учебном занятии учащиеся усваивают знания, выполняют умственные и физические действия, приобщаются к каким-то нравственным категориям. Хорошо, согласимся.

    Отсюда вытекает триединая цель в трёх аспектах:

    1) познавательном

    2) развивающем

    3) воспитательном.

    Существует также понятие задач учебного занятия – это конкретизация целей.

    Но, если написать три общие цели, а потом ещё и конкретизировать их в задачах, то написание плана обязательно превратится в ад. Целей в плане будет прописано больше, чем этапов урока. Поэтому, вариант, когда цели конкретизируются, подойдет при написании технологических карт. Для рабочего учебного занятия достаточно постановки общих целей, только более конкретизированных.

    Воспитательная и развивающая цели не обязательно ставить к каждому занятию, можно поставить одну цель на несколько учебных занятий темы: невозможно за один урок улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться и это нормально.

    Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:

    создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

    Развивающий компонент цели будем формулировать так:

    создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

    Все довольно просто:

    воспитательная – создать условия для воспитания (пишем чего),

    развивающая – создать условия для развития (пишем чего).

    Примеры воспитательных целей:

    «Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»

    «Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

    «Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»

    «Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»

    «Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»

    «Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»

    «Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

    «Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»

    «Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»

    «Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

    «Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»

    «Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»

    «Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»

    «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

    Примеры развивающих целей:

    «Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»

    «Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»

    «Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»

    «Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»

    «Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»

    «Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»

    «Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»

    «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»

    «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»

    «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»

    «Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

    Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная – это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая.

    Она как мишень: поставь её перед собой и учащимися и добивайся 100% попадания.

    Здесь главным помощником выступает «ПРОГРАММА по учебному предмету»

    Формулировка практической цели

    (для учителей английского языка)

    Практические цели можно формулировать в зависимости от типа учебного занятия. (Однозначного мнения по вопросу типологии нет). Есть, например, деление учебных занятий на языковые и речевые. Тогда цели ставятся в зависимости от 1) типа учебного занятия и 2) аспекта языка или вида речевой деятельности.

    Аспект языка: фонетика, лексика, грамматика. Виды РД: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо.

    Типы уроков: 1) урок формирования речевых навыков; 2) урок совершенствования речевых навыков; 3) урок развития речевых умений.

    Следовательно, на учебном занятии по формированию грамматических навыков мы поставим цель, “Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) грамматических навыков (для конкретизации укажем – употребления такого-то времени, такой-то структуры, такой-то группы местоимений, таких-то числительных).

    Пример: Способствовать формированию грамматических навыков употребления структуры to be going to.

    Но при таком подходе для учащихся цель придётся формулировать иначе, потому как учащимся такая цель ни о чём не говорит. Она слишком общая. Перед учащимися нужно поставить конкретную цель и указать способы её достижения: «Сегодня мы научимся говорить о своих планах, используя такие-то времена и такую-то структуру” или “Мы научимся сравнивать разные предметы с помощью степеней сравнения прилагательных». Это и будет конкретика, в конце учебного занятия учащиеся с помощью рефлексии (став на время учителем), скажут, чему они научились. «Я научился рассказывать о лете, используя Past Simple». “Я научился рассказывать о своих планах на ближайшее будущее, употребляя структуру to be going to”.

    То же и с видами речевой деятельности.

    Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) навыков МР/ДР, письма, восприятия речи на слух (по теме такой-то).

    Для учащихся: «Мы научимся рассказывать о …, используя знакомые нам слова и такие-то времена”. “К концу урока мы научимся обсуждать меню с другом и делать заказ в ресторане ».

    При проведении контроля, устного или письменного, цель сформулируем так:

    Организовать деятельность учащихся по проверке сформированности таких-то языковых или речевых умений (конкретизирую).

    При работе с текстом цель сформулируем так:

    Способствовать (создать условия для) формированию/совершенствованию/развитию навыков просмотрового (изучающего, ознакомительного) чтения.

    С лексикой:

    Способствовать формированию/совершенствованию/развитию лексических навыков по теме «Мy country».

    Однако существует несколько иная классификация типов учебных занятий:

    – урок ознакомления с новым материалом;

    – урок закрепления изученного;

    – урок применения знаний и умений;

    – урок обобщения и систематизации знаний;

    – урок проверки и коррекции знаний и умений;

    – комбинированный урок.

    Иностранный язык обладает определённой спецификой: на занятиях по учебному предмету не бывает ознакомления без закрепления. На занятиях не обучают только одному аспекту языка или одному виду речевой деятельности. Учитывая, что основная цель современного учебного занятия – направленность на речевую деятельность, практически все учебные занятия комбинированные. Значит, практических целей будет несколько, только одна будет превалировать, и не обязательно речевая.

    Примеры формулировки цели учебного занятия в соответствии со второй классификацией типов урока:

    Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции. Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита. Организовать деятельность учащихся по изучению лексики по теме «Семья», структуры I’ve got a…

    Так как же правильно формулировать практическую цель урока? Выбирайте для себя. Надеюсь, учитывая всё вышеизложенное, Вы сможете обосновать, почему Ваша постановка целей является грамотной. Обсудите на MO, придите к согласию, как писать.

     

     ОШИБКИ ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ЦЕЛИ УРОКА

    Суть ошибки

    Как нельзя формулировать

    Подмена цели содержанием

    «Познакомить учащихся с ...»

    Подмена цели методом

    обучения

    «Рассказать учащимся о …»

    «Показать учащимся …»

    Подмена цели процессом

    деятельности

    «Учащиеся решают задачи по теме ...» «Учащиеся выполняют работу ...»

    Учитель для урока определяет не воспитательные и развивающие цели, а задачи воспитания и развития.

    Для формулировки задач воспитания и развития используют глаголы: способствовать, содействовать, создать условия и т.д. Не рекомендуется употреблять глаголы воспитывать, формировать.

     

    Автоматический переводчик 

     

    Вакансии для несовершеннолетних

    Питание

    Внимание!

    Портал рейтинговой оценки

    Наши символы

    «Твое профессиональное образование»

    «Центра наглядной профилактики»

    Единый информационно-образовательный ресурс

    Интерактивный информационный интернет-ресурс

    "Беларусь Библиотечная"

    Беларусь Библиотечная

    Республиканское общественное объединение "Белая Русь"

    «Я знаю!»

    Акция
    «Крышечка в обмен на жизнь»

    Горячая линия 

    Погода 

    Наши шефы

    Сайты


    Министерство образования Республики Беларусь
     

    Книга Беларуси XIV-XVIII веков

    Счетчик

    Яндекс.Метрика
    Адрес: 225704 г.Пинск, ул. Калиновая,4
    Телефон: 8(0165)633900
    Электронная почта:sch2@pinsk.gov.by
    НИРУП "ИППС" Регистрационное свидетельство № 2141711590 от 18.04. 2017 г.