Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии
г. Пинска"

Меню раздела

    Новости Министерства образования

    31.03.2020Онлайн-школа юного математика откроется 1 апреля в БГУ
    Бесплатное  обучение организуют по школьной программе для учащихся 5–11 классовПодробнее...
    30.03.2020Перспективы партнерства в сфере образования
    Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины и технопарк "Коралл" заключили договор о сотрудничествеПодробнее...
    27.03.2020 Простые правила безопасности для школьников
    Элементарные правила поведения для школьников во время весенних каникулПодробнее...
    26.03.2020Взаимодействие в действии
    Сегодня Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси и Министр образования Республики Беларусь И.В.Карпенко подписали Программу сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020–2025 годыПодробнее...
    Главная : Учебная программа

    Учебная программа

    подготовки учащихся

    к олимпиаде по учебному предмету «География»

    на базе ресурсного центра

    Государственного учреждения образования «Средняя школа №2 имени Героев Днепровской флотилии г. Пинска»

    на 2018/2019 учебный год

    XI класс

     

     

     

     

     

      

    Xкласс (68 часов, 2 часа в неделю)

    Пояснительная записка

    Программа рассчитана на учащихся 11 классов и предусматривает теоретическую и практическую подготовку к различным этапам республиканской олимпиады.

    Подготовка учащихся к участию в олимпиадах по географии реализуется через развитие познавательной активности учащихся, формирование интереса к изучению географии, развитие самостоятельного поискового исследовательского мышления.

    Цель: систематизация и углубление географических знаний, умений и навыков, необходимых учащимся для решения нестандартных географических заданий повышенной сложности.

    Задачи:

    1. систематизировать базовые знания, умения и навыки учащихся, освоенные на учебных занятиях в рамках образовательного стандарта по географии;
    2. развивать у учащихся интерес к углубленному изучению географии способствовать формированию личностной профессиональной ориентации
    3. сформировать творческий уровень мышления, направленный на проблемный подход к решению нестандартных учебных задач по географии.

    Введение (2ч.)

    География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Этапы развития географии как науки. Крупнейшие географические открытия.

    Практическая работа:Выполнение олимпиадных заданий по теме «Введение».

    Раздел I. Изображение Земли на глобусе, плане местности и географической карте (10 ч.) Тема 1. Форма и размеры Земли (2 ч.)

    Глобус - модель Земли. Размеры Земли. Географическое значение формы и размеров Земли. Годовое и суточное движения Земли, их географические следствия. Смена времен года. Экватор, тропики, полярные крути, полюса.

    Практическая работа:Выполнение олимпиадных заданий по теме «Форма и размеры Земли»

    Тема 2. План местности (4 ч.)

    Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Определение азимута. Понятие о плане местности. Условные знаки. Отличия от рисунка и аэрофотоснимка. Масштабы плана местности. Определение направлений, расстояний и азимутов по плану местности. Составление плана местности по описанию.

    Практические работы:

    1. Определение азимутов и направлений по заданным азимутам.
    2. Составление плана местности по описанию.
    3. Выполнение олимпиадных заданий по теме «План местности»

    Тема 3. Географическая карта (4 ч.)

    Абсолютная и относительная высота поверхности суши, глубины океанов и морей. Способы обозначения земной поверхности на плане и карте. Шкала высот и глубин.

    Географическая широта и долгота, ее определение. Часовые пояса. Местное время. Практические работы:

    1. Определение по карте абсолютной и относительной высот поверхности суши, глубин океанов и морей.
    2. Определение географических координат объектов, объектов по географическим координатам
    3. Решение задач не определение поясного и местного времени.
    4. Определение расстояний по масштабу карты и по градусной сетке.

    Раздел II. Географическая оболочка Земли. Природные условия земной поверхности (20 ч.) Тема 4. Литосфера и рельеф Земли (6 ч.)

    Внутреннее строение Земли. Типы земной коры. Внешние и внутренние силы, изменяющие поверхность Земли. Литосферные плиты и их движения. Гипотеза литосферных плит и геосинклиналей. Платформы и складчатые области, этапы образования.

    Сейсмические пояса Земли. Вулканы, землетрясения, гейзеры и их распространение.

    Основные формы рельефа Земли: равнины и горы. Их различие по абсолютной высоте, характеру рельефа, происхождению, возрасту. Эпохи горообразования.

    Практические работы:

    1. Обозначение на контурной карте сейсмических поясов, вулканов, гор, равнин (по ходу изучения темы).
    2. Работа с коллекцией минералов и горных пород (определение, свойства, применение).
    3. Выполнение олимпиадных заданий по теме «Литосфера».
    4. Работа с географической номенклатурой по теме «Литосфера»

    Тема 5. Гидросфера (6 ч.)

    Мировой океан и его части. Важнейшие моря, заливы, проливы; расчлененность береговой линии. Важнейшие острова и полуострова.

    Движение воды в Мировом океане и причины его образования. Волны. Цунами. Приливы и отливы. Морские течения.

    Воды суши. Подземные и поверхностные воды. Источники. Ледники. Вечная мерзлота. Работа подземных и поверхностных вод.

    Река и ее части. Элементы речной долины. Питание рек. Бассейны и водоразделы.

    Зависимость направлений и особенностей течения рек от рельефа. Базис эрозии. Каналы и их использование.

    Озера и водохранилища, их хозяйственное значение. Происхождение озерных котловин, типы озер и их распространение.

    Болота, их типы и проблемы рационального использования.

    Практические работы:

    1. Обозначение на контурной карте крупных морей, заливов, проливов, островов и полуостровов.
    2. Обозначение на контурной карте крупных рек, озер, водоканалов, ледников.
    3. Описание по типовому плану местного водного объекта.
    4. Выполнение олимпиадных заданий по теме «Гидросфера».

    Тема 6. Атмосфера. Погода и климат (4 ч.) Состав и строение атмосферы. Основные метеоэлементы и явления. Солнечная радиация и ее виды. Радиационный баланс.

    Температура воздуха, ее измерение; изменение температуры воздуха в зависимости от географической широты и от высоты над уровнем океана.

    Атмосферное давление и его измерение. Ветры и их происхождение. Пассаты, муссоны, западные ветры, местные ветры. Типы воздушных масс и атмосферные фронты.

    Циклоны и антициклоны. Водяной пар и облака в атмосфере. Образование атмосферных осадков, их видь: Измерение количества осадков. Тоска росы. Снеговая линия. Распределение осадков ц поверхности земного шара.

    Климатические пояса и области на Земле, типы климата. Значение климата хозяйственной деятельности. Зависимость климата от географической широты распределения суши иморя, удаленности территории от океанов, морских течений, высоты над уровнем моря и рельефа.

    Практические работы:

    1. Обработка материалов наблюдений  за погодой  (вычерчивание графика хода температур, розы ветров, диаграмм количества осадков и облачности).

    2. Выполнение олимпиадных заданий по теме 6.

    Тема 7. Биосфера. Взаимосвязь компонентов природы (4ч.)

    Понятие о географическом поясе, природной зоне и высотном пояс Географические закономерности широтной зональности и высотной поясности Природные зоны суши и Мирового океана. Характеристика природных зон. Взаимосвязь: между климатическими показателями (солнечная радиация, температура, количеств осадков и режим их выпадения), почве образующими процессами, типами почв особенностями растительного и животного мира. Основные высотные пояса в горах.

    Практическая__ работа.Выполнение олимпиадных  заданий  по теме «Биосфера. Взаимосвязь компонентов природы»


     

    Раздел III. Население и его хозяйственная деятельность (16 ч.)

    Тема 8. Политическая карта мира.

    Население Земли (8 ч.)

    Этапы формирования политической карты мира. Динамичности политической карты. Виды государственного устройства и административно-территориальное строен стран мира. Типология стран мира по уровню социально- экономического развития другим критериям.

    Важнейшие международные и региональные организации (ООН, Европейск Союз. НАТО. НАФТА. АСЕАН, ОПЕК, ФАО, ЮНЕСКО).

    Динамика количества, возобновление и размещение населения. Половой возрастной состав, трудовые ресурсы. Расовый, этнический и религиозный состав населения, наиболее крупные народы и языковые семьи. Урбанизация, миграционные процессы и их причины. Агломерации, мегаполисы.

    Практические работы:

    1. Нанесение на контурную карту крупнейших агломераций мира и мегалополисов
    2. Выполнение олимпиадных заданий по теме «Политическая карта и население Земли».
    3. Решение задач по теме «Население Земли»
    4. Работа с географической номенклатурой по теме «Политическая карта мира»

    Тема 8. Промышленность (4 ч.) Хозяйство и его структура:  отрасль, межотраслевой  комплекс, сфера. Отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт непроизводственной сферы. Природные ресурсы, их виды.

    География важнейших отраслей промышленности: состав, общая характеристика развития и размещения топливно-энергетической, металлургической машиностроительной, химической, лесной и легкой промышленности. Взаимосвязь между факторами размещения, особенностями технологических процессов, основными центра и грузопотоками продукции. Ведущие промышленные районы мира. Основные международные потоки топлива, сырья и готовой промышленной продукции.

    Практические работы: 1.Нанесение на контурную карту основных местностей полезных ископаемых (угля, нефти, природного газа, железных руд, алюминия, медных руд и др.).

    2. Обозначение на контурной карте ведущих промышленных районов мира, основных центров машиностроения, металлургии, химической промышленности мира.

    Тема 9. Сельское хозяйство (2 ч.)

    География мирового сельского хозяйства. Структура и размещение растениеводства (зерновые и технические культуры) и животноводства. Взаимосвязь между природными условиями, природными ресурсами и специализацией сельского производства. Ведущие сельскохозяйственные регионы мира. Международная торговля продукцией сельского хозяйства.

    Практическая работа.Составление картосхемы «Основные районы выращивания основных зерновых и технических культур».

    Тема 10. Транспорт (2 ч.) География транспорта. Виды транспорта  (сухопутный,   водный,  воздушный)  и особенности их развития.

    Раздел IV. Региональный обзор земного шара (18 ч.)

    Тема 1. Океаны (2 ч.) Океаны. Особенности географического положения. Географические открытия и исследования. Природа океана.

    Практическая работа.Выполнение олимпиадных заданий по теме "Океаны"

    Тема 2. Африка (6 ч.)

    Географическое положение. Размеры и контуры. Исследования материка. Геологическое строение. Рельеф. Разломы земной коры. Полезные ископаемые. Климат, его особенности. Внутренние воды. Природные зоны и их характеристика. Экологические проблемы на материке. Национальные парки и заповедники. Население, его динамика, состав, особенности размещения. Урбанизация. Культура. Продовольственная проблема. Политическая карта.

    Хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Структура и размещение. Сельское хозяйство. Промышленность. Транспорт. Роль Суэцкого канала. Топонимика Африки.

    Практические работы:

    1. Нанесение на контурную карту номенклатуры по теме «Африка».
    2. Анализ климатодиаграмм для разных климатических областей Африки.
    3. Выполнение олимпиадных заданий и тестовых заданий по теме «Африка».

    Тема 3. Австралия и Океания (4 ч) Австралия. Особенности географического положения, размеры, контуры. История открытия и исследования.

    Природные условия и ресурсы. Население. Политическая карта. Австралийский Союз. Океания. Топонимика Австралии.

    Практические работы:

    1. Нанесение на контурную карту номенклатуры по теме «Австралия».
    2. Построение поперечного профиля поверхности Австралии по 25°ю.ш. (масштаб такой же, что и на карте и сделать выводы).

    Выполнение олимпиадных и тестовых заданий по теме «Австралия и Океания».

    Тема 6. Антарктида (2 ч.) Антарктика. Особенности географического положения. Береговая линия, моря, омывающие материк. История исследования материка. Особенности геологического строение, рельефа, климата, внутренних вод материка. Запасы пресной воды. Органический мир. Влияние Антарктиды на природу Земли.

    Практические работы:

    1. Нанесение на контурную карту номенклатуры по Антарктиде.
    2. Выполнение тестовых и олимпиадных заданий по теме «Антарктида».

    Тема 7. Южная Америка (4 ч)

    Америка - часть света. Латинская Америка. Южная Америка: географическое положение, история открытия и исследования.

    Геологическое строение, рельеф (Анды, плоскогорья, равнины). Вулканы и землетрясения. Полезные ископаемые.

    Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и области. Высотная поясность в Андах. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

    Внутренние воды. Основные речные бассейны, озера, водопады.

    Проявление географической зональности. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Особенности почв, растительного и животного мира.

    Население. Современная политическая карта.

    Хозяйство. Промышленность. Сельское хозяйство, преобладание растениеводства. Транспорт. Роль трансамазонской магистрали.

    Страны Южной Америки.

    Топонимика Южной Америки.

    Практические работы:

    1. Нанесение на контурную карту номенклатуры по Южной Америке.
    2. Выполнение олимпиадных и тестовых заданий по теме «Южная Америка»

    Обобщающее повторение. 2ч

    Ожидаемые результаты: сформированное умение учащихся характеризовать вклад отдельных исследователей в изучение Земли, составлять описательные характеристики путешествий; создавать картографические образы географических исследований: определять исторические закономерности развития и накопления географического знания.

    Сформированный у учащихся навык ориентирования на местности; развитие навыка измерения расстояний и определения направления по сторонам горизонта на местности, выработанное умение осуществлять глазомерную съёмку местности и построение простейшего абриса и плана местности.

    Сформированное у учащихся представление о структуре и содержании общегеографических и топографических карт, закономерностях хода и измерения времени на планете Земля; развитие навыка чтения географических и топографических карт, производить простейшие инструментальные измерения на картах; развитие навыка решения математических задач географического содержания, умение определять географическое расположение на поверхности Земли основных форм рельефа; развитие у учащихся кавыка определять генетические типы рельефа по визуальным признакам.

    Расширенные знания учащихся о структуре и закономерностях функционирования гидросферы, усовершенствуют навыки полевых исследований водных объектов своей местности.

    Расширенные представления учащихся о географических закономерностях процессов климатообразования на планете Земля, научатся характеризовать и иллюстрировать метеорологические и климатические параметры состояния нижних слоев атмосферы. Расширенные представления учащихся о закономерностях демографического развития отдельных стран и регионов; усовершенствованные навыки проведения демографических расчётов.

    Расширенные представления о закономерностях политической структуры мира; усовершенствованные навыки геополитического и политико-географического анализа развития отдельных стран и регионов.


     

    Литература

    1. Аношко B.C., Брилевский М.Н., Ганущенко Л.Н. Олимпиады по географии. - Мн., 2001.
    2. География:   пособия для  поступающих  в  вузы/  В.П. Максаковский   [и др.].  - М.: Дрофа, 2003.
    3. География:  большой  справочник  для  школьников  и  поступающих  в  вузы/ И.И. Баринова [и др.]; 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
    4. Зыль Е.А., Рылюк Г.Я. География материков л стран. 8-й класс: пособие для учителей. - Мн.: Народная асвета, 2002.
    5. Науменко Н.В., Стреха Н.Л. География для поступающих в вузы. Общий обзор. Материки. 2-е изд. - Мн., 2002.
    6. Рылюк Г.Я., Басик С.Н. В мире географических названий южных материков. - Мн., 1998.
    7. Рылюк Г.Я., Басик С.Н., Шафран В.В. В мире географических названий материков северного полушария. - Мн., 2000.
    8. Рылюк Г.Я, Глушакова С.А. Вслед за героями книг по материкам и странам. - Мн., 2003.
    9. Школьные олимпиады. География. 6-11 кл.: методическое пособие./ Климанова О.А., Наумова А.С; 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.
    10. Низовцев В.А., Марченко Н.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 кл. - М., Айрис-пресс, 2006.
    11. Постникова   М.В.    География.    Контрольные   вопросы,    занимательные   задания, кроссворды и тесты. 6 кл. - М., «Издательство НЦЭНАС», 2005.
    12. Науменко Н.В.. Киреенко Е.Г. География. Тесты. Пособие для поступающих в вузы. -Мн.. ТетраСистемс. 2004.
    13. Климанова О.А.. Климанов В.В. Тесты по географии для поступающих в вузы. - М., Айрис-Пресс. 2004.
    14. География. 2500 тестов и проверочных работ, для школьников и поступающих в вузы, -М., Дрофа, 1999.
    15. Пичугина И.Н.,  Кисляк  И.В.  География.  Занимательные  вопросы  и  задания  по странам и столицам мира. - Мн., 2007.

     

    Поделиться

    Беларусь Библиотечная

    Беларусь Библиотечная

    Республиканское общественное объединение "Белая Русь"

    Акция
    «Крышечка в обмен на жизнь»

    Горячая линия 

    Погода 

    Наши шефы

    Автоматический переводчик 

     

    Сайты


    Министерство образования Республики Беларусь
     
     

    Книга Беларуси XIV-XVIII веков
    Адрес: г.Пинск, ул. Калиновая,4
    Телефон: 8(0165)633900
    Электронная почта:sch2@pinsk.edu.by
    НИРУП "ИППС" Регистрационное свидетельство № 2141711590 от 18.04. 2017 г.