ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии
г. Пинска"

Меню раздела

    Новости Министерства образования

    03.05.2024В Беларуси наградили победителей Республиканской олимпиады по теории и практике избирательного процесса
    Ее в стране проводят уже во второй раз. В организаторах: Министерство образования, Центральная избирательная комиссия, Академия управления при Президенте, Академия образования.Подробнее...
    03.05.2024В центе внимания – Витебский регион
    Сегодня с рабочим визитом Министр образования Андрей Иванец посещает Витебский регион.
    В программе пребывания достаточно много ключевых позиций: ход подготовки к проведению на самом высоком уровне XI Форума регионов Беларуси и России, который состоится 27 – 28 июня на площадках в Витебске, Полоцке и Новополоцке; встреча с педагогической общественностью Полоцка и Новополоцка; диалоговая площадка, посвященная VII Всебелорусскому народному собранию, а также ознакомление с материально-технической базой и условиями образовательного процесса в Полоцком кадетском училище

    Подробнее...
    02.05.2024Долг живых – не забывать о тех, кто спас Родину
    Память о Великой Отечественной войне будет переходить из поколения в поколение как величайшая трагедия и свидетельство мужества и стойкости народаПодробнее...
    30.04.2024Поздравление Министра образования с праздником Труда – 1 мая
    Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
    От имени Министерства образования Республики Беларусь и от меня лично примите самые искренние поздравления
    с праздником Труда – 1 мая!
    Подробнее...
    Главная : Методическая работа : В помощь педагогу. Структура уроков : Проектирование воспитательных целей и задач учебного занятия

    Проектирование воспитательных целей и задач учебного занятия

             Цель обучения можно рассматривать как своеобразную директиву (предписание), задающаяся до планирования и проведения занятия (мероприятия). Цель можно рассматривать и как средство, регулирующее деятельность педагога на занятии и обеспечивающее понимание учащимися смысла учения.

    Цель – это модель будущего желаемого результата (это то, что мы хотим получить в конце достижения, а не сам процесс), сформулированная в позитивных терминах свершившегося факта.

    Задача – это средство достижения цели.

    Цель ставится на все занятие, а задачи (подцели) – на этапы занятия.

    Показателем эффективности занятия является соответствие результатов запланированным целям. Цель занятия должна быть поставлена диагностично и операционально, т.е. педагог имеет возможность, средства и приемы, позволяющие ему проверить, достигнута ли цель занятия, а операциональность предполагает, что в цели есть указание на средства ее достижения.

    Общие цели урока (обучающая, развивающая и воспитательная) должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока.

    В целях необходимо проектировать как деятельность педагога, так и деятельность детей.

         При проектировании цели учебного занятия необходимо обеспечить ее понимание и принятие учениками как собственную, значимую для себя. Цель лишь тогда становятся значимой для ребенка, когда она способствует удовлетворению актуальных для него потребностей, когда он признает их действительно необходимыми.

    «Я считаю очень важным условием успеха то, чтобы цель, которую надо достигнуть в преподавании предмета, ставил не только педагог, но и сами учащиеся» В. А. Сухомлинский.

       На каждом занятии должны быть спроектированы обучающие и развивающие цели, а воспитательную цель целесообразно ставить только перед блоком (модулем, разделом, темой) занятий, т.к. между воспитательным воздействием и его результатом нет прямой однозначной связи и воспитательное воздействие и его результат, как правило, разведены во времени.

     

    Алгоритм целеполагания.

    Педагогу нужно:

    • как можно конкретнее, детальнее сформулировать идеал ребенка, которого хотелось бы достичь (образ ожидаемого результата);
    • сравнить с помощью специальных методик конкретного ребенка с идеалом;
    • выявить существенные расхождения полученной картины с идеалом (иначе говоря, определить воспитательные проблемы как перспективы совершенствования);
    • определить предполагаемые изменения, которых педагог хочет достичь за данный промежуток времени.

    Или ответьте себе на вопросы:

    ü  Что я хочу изменить?

    ü  Зачем мне это надо?

    ü  Как я буду это делать?

           После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности воспитанников.

        

    Триединая дидактическая цель (ТДЦ) отражает основное содержание учебного занятия, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются и три вида задач:

    обучающие (направлены на освоение системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков),

    воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности) и развивающие (направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка).

    Способ постановки задач

    Задачи должны быть сформулированы через описание тех изменений, которые педагог хочет произвести в учащихся, через описание на языке способностей, умений, личностных качеств и социальных достижений. Каждый раз, формулируя задачу, педагог отвечает для себя на вопрос: что нового должно появиться в умениях и человеческих качествах учащегося в результате моей деятельности, и на какое изменение я рассчитываю? Ответ на этот вопрос и есть задача педагогической деятельности.

    Общие требования к постановке задач занятия:

    (задачи ставятся с учетом целей и назначения всего процесса обучения)

    • задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;
    • задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой деятельности;
    • задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение;
    • формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве);
    • задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);
    • в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать, формировать, воспитывать и пр.)
    • Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития ребенка.

     

    Приемы конструирования воспитательных задач занятия с учетом возраста детей

     

    Воспитательные задачи (I ступень общего среднего образования)

    Воспитывать:   

    любовь к малой родине, к родному дому, семье, двору, микрорайону, городу;

    доброжелательное отношение к окружающим;

    соблюдение правил этикета;

    доброжелательность;

    дружелюбие;

    готовность сотрудничать;

    вежливость;

    умение заботиться;

    доброту;

    искренность;

    чуткость;

    общительность;

    стремление помочь;

    отзывчивость.

    Формировать:  

    положительную самооценку;

    потребность в самоорганизации;

    аккуратность;

    бережливость;

    трудолюбие;

    сдержанность;

    основы самоконтроля;

    скромность;

    самостоятельность;

    умение доводить начатое дело до конца;

    настойчивость;

    выдержку;

    потребность в здоровом образе жизни;

    умение видеть прекрасное;

    гигиенические знания и умения;

    оптимизм;

    доброжелательное отношение к труду;

    культуру труда.

    Воспитательные аспекты на этапах учебного занятия

    На организационном этапе:

    воспитание навыков культурного поведения;

    воспитание культуры внешнего вида;

    воспитание послушания, ответственности, аккуратности, доброжелательности;

    умения быстро мобилизоваться, сосредоточиться;

    формирование умения планировать свою деятельность;

    формирование мотивации держать слово;

    формирование мотивации соблюдать требования к содержанию рабочего места;

    формирование мотивации к проявлению детьми гуманизма, коллективизма, любви к людям и т.д.

    На этапе проверки домашнего задания:

    воспитание навыков культуры речевого общения;

    воспитание навыков культурного поведения;

    формирование самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.

    воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;

    формирование умения контролировать свои слова и поступки и т.д.

    формирование мотивации к проявлению удовлетворенности своей деятельностью;

    формирование мотивации применять полученные знания на практике;

    развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.

    На этапе изложения нового материала:

    воспитание навыков культурного поведения;

    воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения;

    воспитание внимательности, самостоятельности, бережливости, аккуратности, работоспособности;

    формирование умения контролировать свои слова и поступки;

    формирование мотивации держать свое слово;

    формирование мотивации считаться с мнением других;

    формирование мотивации доводить начатое дело до конца;

    формирование умения четко выполнять каждое задание;

    развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.;

    формирование мотивации оказывать помощь другим и т.д.

    На тапе закрепления нового материала:

    воспитание навыков культурного поведения;

    воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;

    формирование умения контролировать свои слова и поступки;

    формирование мотивации считаться с мнением других;

    воспитание самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.

    формирование мотивации проявлять удовлетворенность своей деятельностью;

    формирование потребности применять полученные знания на практике;

    формирование умения четко выполнять каждое задание;

    развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.

     

    Как правильно формулировать цели урока?

    Признаться, постановка целей — не особо приятное занятие. И писать о них также не доставляет особого удовольствия. Однако есть необходимость вернуться к этой теме ещё раз. Как не превратить написание целей урока в «магию слов»? Как сформулировать осмысленные и конкретные цели урока, а не делать формальную отписку? Честное слово, как-то претит заниматься крючкотворством в угоду проверяющим — для себя бы составить представление и, в случае каких-то трений с проверяющими, обосновать свою точку зрения.

    Все они практически повторяют одно и то же, что «цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока» и что «сформулированная цель должна быть а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.»

     

    Триединая цель в трёх аспектах:

    1) познавательном

    2) развивающем

    3) воспитательном.

    Не обязательно ставить воспитательные и развивающие цели к каждому уроку, можно поставить одну цель на несколько уроков темы: невозможно за один урок улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться из урока в урок и это нормально.

     

     

     

     

    Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:

    создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

    Развивающий компонент цели будем формулировать так:

    создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

    Воспитательная – создать условия для воспитания (пишем чего),

    развивающая – создать условия для развития (пишем чего).

     

    Примеры воспитательных целей:

    «Способствовать воспитанию любви к Родине (патриотизма)…»

    «Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к …»

    «Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

    «Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»

    «Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»

    «Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»

    «Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»

    «Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

    «Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»

    «Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»

    «Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»

    «Способствовать формированию …… на примере изучения …»

    «Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»

    «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

     

    Автоматический переводчик 

     

    Вакансии для несовершеннолетних

    Питание

    Внимание!

    Портал рейтинговой оценки

    Наши символы

    «Твое профессиональное образование»

    «Центра наглядной профилактики»

    Единый информационно-образовательный ресурс

    Интерактивный информационный интернет-ресурс

    "Беларусь Библиотечная"

    Беларусь Библиотечная

    Республиканское общественное объединение "Белая Русь"

    «Я знаю!»

    Акция
    «Крышечка в обмен на жизнь»

    Горячая линия 

    Погода 

    Наши шефы

    Сайты


    Министерство образования Республики Беларусь
     

    Книга Беларуси XIV-XVIII веков

    Счетчик

    Яндекс.Метрика
    Адрес: 225704 г.Пинск, ул. Калиновая,4
    Телефон: 8(0165)633900
    Электронная почта:sch2@pinsk.gov.by
    НИРУП "ИППС" Регистрационное свидетельство № 2141711590 от 18.04. 2017 г.