Меню раздела
Новости Министерства образования
03.05.2024В Беларуси наградили победителей Республиканской олимпиады по теории и практике избирательного процесса Ее в стране проводят уже во второй раз. В организаторах: Министерство образования, Центральная избирательная комиссия, Академия управления при Президенте, Академия образования. Подробнее...
03.05.2024В центе внимания – Витебский регион Сегодня с рабочим визитом Министр образования Андрей Иванец посещает Витебский регион.
В программе пребывания достаточно много ключевых позиций: ход подготовки к проведению на самом высоком уровне XI Форума регионов Беларуси и России, который состоится 27 – 28 июня на площадках в Витебске, Полоцке и Новополоцке; встреча с педагогической общественностью Полоцка и Новополоцка; диалоговая площадка, посвященная VII Всебелорусскому народному собранию, а также ознакомление с материально-технической базой и условиями образовательного процесса в Полоцком кадетском училище
Подробнее...
02.05.2024Долг живых – не забывать о тех, кто спас Родину Память о Великой Отечественной войне будет переходить из поколения в поколение как величайшая трагедия и свидетельство мужества и стойкости народа Подробнее...
30.04.2024Поздравление Министра образования с праздником Труда – 1 мая Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
От имени Министерства образования Республики Беларусь и от меня лично примите самые искренние поздравления
с праздником Труда – 1 мая!
Подробнее... |
Главная : Методическая работа : В помощь педагогу. Структура уроков : Памятка по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителяПамятка по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя
1
|
Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен учащимися.
|
2
|
Алгоритм организации проверки:
Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
|
3
|
Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
|
4
|
При учете знаний любой труд учащихся должен быть оценен.
Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
|
5
|
Отметки выставляются за:
- устные ответы при индивидуальной проверке,
- за выполнение практической работы,
- при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,
- за исправления, дополнения ответов другими учащимися,
- за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.
|
6
|
Что проверять?
- Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
- Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
- При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания.
|
7
|
Учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная отметка.
|
8
|
Отметка обязательно комментируется. Учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание.
|
9
|
Учитель обязан заранее объяснять критерии отметок, чтобы учащиеся знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.
|
10
|
При анализе ответа учитель определяет:
- все ли изложил учащийся,
- сколько ошибок было, какие это были ошибки,
- какие были сделаны неточности,
- правильно ли понят учебный материал,
- знает ли учащийся определение понятий,
- умеет ли объяснять связи и зависимости,
- дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
- умеет ли выделять главное,
- оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
- логично, последовательно излагать материал.
- насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
- нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.
- умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им
|
11
|
Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.
|
12
|
Недопустимо снижение отметки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму.
|
13
|
Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
|
14
|
Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
|
15
|
Проверка имеет обучающее значение - обучение учащихся приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
|
16
|
Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ.
|
17
|
Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
|
18
|
Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым объёмом работы.
|
19
|
Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
|
20
|
Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
|
21
|
Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
|
22
|
Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год.
|
23
|
При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи".
|
24
|
Ваши учащиеся "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, учащиеся с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
|
25
|
Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учащихся. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
|
26
|
Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Учащимся что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
|
27
|
Учите учащихся быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
|
28
|
Учащимся нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
|
29
|
Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.
|
Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:
- Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес». Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.
-Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.
-Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.
Выставление отметок по предметам способствует развитию учащегося:
-если он понял, что от него требуют;
-если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;
-если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.
Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.
Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.
ЭЛЕМЕНТЫ АКТИВНОЙ ОЦЕНКИ, С КОТОРЫМИ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ
* Мы будем в начале каждого урока договариваться о цели работы, чтобы вы знали, что и зачем вы будете учить, а также, чтобы по завершении урока вы сами могли оценить то, насколько ваши цели достигнуты.
* Всегда буду вас знакомить с критериями оценки, это значит указывать на то, что будет оцениваться. Затем я буду у вас оценивать только то, что было определено заранее. Таким образом, проверка будет осуществляться частично — только того, о чем была предварительная договоренность.
* Я буду ставить вам вопросы, чтобы вы их самостоятельно решали; буду создавать проблемные ситуации, вы будете видеть в них проблемы, которые будем вместе разрешать. Вы будете сами проявлять инициативу, а не только следовать моим указаниям.
* Вместо отметок вы часто будете получать комментарии к вашим работам: что вы сделали хорошо, а над чем следует еще поработать. Таким образом, мы будем сотрудничать в процессе учения. Эти комментарии вы будете получать устно или письменно. Вы будете или принимать мои замечания и предложения или оспаривать их, представляя свои аргументы.
* Я буду спрашивать ваше мнение о том, как вы хотите, чтобы вас учили. Буду стараться ваши мнения учитывать.
* Я буду часто просить вас обсудить ваши ответы на мои вопросы в парах.
* Буду стараться ставить вам в начале занятия ключевой вопрос, на который мы вместе будем искать ответ.
* Отметки вы будете получать в основном за проверочные работы по результатам каждого раздела.
* Вы часто будете оценивать работы друг друга, а также ставить друг другу вопросы, давать советы.
* Вы также будете оценивать себя сами и на этой основе планировать свое дальнейшее развитие.
Правила организации обучения с активной оценкой
Правило I. Активная оценка невозможна без тщательного планирования процесса обучения. Цели и задачи обучения, план работы, критерии оценки должны понимать и знать все учащиеся. При планировании работы учитель принимает во внимание информацию о прогрессе учащихся и оценку уровня достижения целей. Учащиеся должны знать и свою роль в проверке результатов обучения, и на какую помощь они могут рассчитывать в процессе собственного учения. План корректируется на основе результатов обратной связи.
Правило 2. Учащиеся осознают то, зачем они учатся и как они учатся. Ученики и учитель осмысливают и оценивают сам процесс учения и его результаты.
Правило 3. Постоянно происходит рефлексия по поводу обучения-учения. Учащиеся рассуждают, что они уже знают и чему научились. На основе рефлексии принимаются решения по поводу улучшения работы.
Правило 4. АО - одно из ключевых умений учителя. Учитель, который руководствуется стратегией активной оценки, умеет планировать процесс, наблюдать за его ходом, анализировать и объяснять полученную информацию об образовательном процессе и его результатах, пользоваться обратной связью и передавать учащимся то из своей оценки, что имеет значение для их развития; он умело организует самооценку и взаимооценку. Для этого он вооружает их соответствующими критериями.
Правило 5. Оценка имеет конструктивный характер и употребляется с большим тактом, поскольку нет людей, безразличных к внешней оценке. Учитель понимает, каким образом он воздействует на учащихся, на их энтузиазм и веру в собственные силы, как влияют на детей его комментарии. Обратная связь имеет отношение не к ученику, а к тому, как он работает, каковы результаты его деятельности.
Правило 6. АО мотивирует учащихся к учению. Она имеет позитивный характер, сосредотачивается на позитиве, на успехах, на достижениях учащихся. В классе не должно быть рейтингов, конкуренции. АО побуждает учащихся к учебе, если поддерживает их самостоятельность, обеспечивает возможность выбора. Учащиеся сами осуществляют обратную связь — оценивают результаты и процесс движения к этим результатам.
Правило 7. АО предусматривает на этапе планирования деятельности определение критериев успеха, на что учитель будет обращать внимание, чего учащиеся должны будут достичь. Критерии успеха должны быть понятными учащимся, чтобы они сами могли их использовать для само- и взаимной оценки.
Правило 8. При применении АО учащиеся получают рекомендации, как они могут улучшить свои результаты и развиваться дальше. Учащиеся желают иметь информацию и советы, чтобы они могли планировать свои последующие шаги. Учитель показывает сильные стороны работы учащихся и дает советы, как их развивать; указывает слабые стороны работы и дает рекомендации по их улучшению.
Правило 9. АО развивает способности учащихся самостоятельно оценивать себя. Это помогает самостоятельному управлению процессом своего учения. Дорога к самостоятельности проходит через развитие способности к самооценке. Учитель поощряет самооценку. Благодаря АО учащиеся используют и развивают свой потенциал. Она представляет возможности каждому учащемуся достичь возможного для него высокого уровня в усвоении учебного материала.
Правило 10. Вовлечение родителей в оценочную деятельность существенно повышает результативность образовательною процесса, поскольку становится более эффективной домашняя самостоятельная работа их детей. При этом родители пользуются полученными от учителя критериями успеха, обращают основное внимание не на отметки, а на то, чему их дети научились, как они работали на уроках и дома.
Дидактические средства организации контрольно-оценочной деятельности
- Входная диагностика и самодиагностика (ВДиСД).
Ценность ВдиСД заключается в том, что:
1) Ее субъектами являются не только учитель, но и каждый учащийся (то есть, ученики проверяют сами себя);
2) Она включает, помимо ответов учащихся на вопросы, самооценку, а также коррекцию знаний и умений. При этом некоторые вопросы могут оказаться невыясненными (это те, которые из новой темы); оони изучаются на последующих этапах урока.
Когда проводить ВДиСД?
Целесообразно перед изучением раздела учебного курса или учебной темы, в начале урока.
Что следует спрашивать у учащихся?
Должны предлагаться вопросы и задания, которые позволяют выяснить, как учащиеся выполнили домашнее задание, как они владеют знаниями и умениями, на которых строится новая тема. Можно предлагать учащимся вопросы и по тому учебному материалу, который сегодня планируется изучать, что позволяет создавать ситуации познавательной напряженности, ощущение проблемы. Это актуализирует познавательную потребность учащихся и повышает уровень их мотивации.
В какой форме проводить ВДиСД?
Могут применяться различные варианты: диктант, тест учебных достижений, задания на заполнение таблицы и т.п.
Сколько вариантов вопросов и заданий предлагать учащимся?
Предпочтительно давать учащимся один вариант.
Какие средства контроля и самоконтроля использовать?
Могут применяться диктанты, логико-смысловые модели, таблицы с “белыми пятнами”, решения задач, в которых пропущены промежуточные действия и др.
Как проверять выполненные работы? Ставить ли отметки?
Предпочтение следует отдать самоконтролю или взаимоконтролю, при котором учащиеся, сравнивая ответы и результаты выполнения заданий с эталонами, критериями, сами выясняют, в чем они успешны, в чем есть пробелы, над чем следует работать. При этом отметки не выставляются. Учащиеся сами оценивают уровень своей успешности и характер учебных затруднений.
Если учитель все-таки намерен выставить в журнал отметки, то количество вариантов должно быть больше одного.
- Диагностично сформулированная цель урока.
Смысл понятия “диагностично сформулированная обучающая цель урока” заключается в том, что заданная таким образом цель одновременно является инструментом для измерения и оценки степени ее достижения.
Для того чтобы включить учащихся в оценочную деятельность, чтобы ученики определенно знали, что они будут усваивать, что будет проверяться, чему они научились, а чему пока нет, чтобы учащимся и учителю было ясно, над чем работать дальше, необходимо в цели определять предполагаемые результаты - перечень тех знаний и умений, которыми планируется к окончанию урока будут владеть ученики. Эта первая половина процедуры постановки обучающей цели. Вторая половина – доведение цели урока до учащихся на понятном им языке (или вовлечение учеников в самоопределение на личный вполне конкретный результат).
Цель на языке учащихся записывается на доске, что позволяет в течение урока обращаться к ней, видеть и понимать, как идет продвижение к запланированному результату, вносить необходимые коррективы.
Цель может определяться различными субъектами:
– Только учителем. Учитель формулирует цель и сообщает ее ученика на их языке. Это оправдано, когда, во-первых, тема сложна и ученикам нелегко самим увидеть предполагаемые результаты учения, во-вторых, когда у учащихся высокая мотивация и готовность идти за учителем;
– Учителем совместно с учащимися во фронтальной работе. Вариант подходит, если в начале урока создана ситуация познавательной напряженности;
– Парами или группами учащихся. Группы учащихся определяют цель, предъявляют ее классу, а затем цель согласовывается и записывается на доске;
– Каждым учащимся в отдельности. Вариант подходит при высоком уровне мотивации учащихся. Успешнее данная работа идет, если учащимся на выбор предлагаются различные варианты цели.
При постановке целей учителю необходимо учесть многие факторы: требования учебной программы, уровни обученности и мотивации учащихся, уровни их развития и воспитания, обучающие, воспитывающие и развивающие возможности содержания, методов, форм и средств обучения.
Для описания обучающей цели могут быть использованы различные клише: обучающая цель урока – это:
1) Владение учащимися следующими умениями (далее эти умения перечисляются. Основаниями для их выделения являются требования учебной программы: “Учащиеся должны знать…Учащиеся должны уметь…”);
2) К окончанию урока учащиеся будут знать (далее перечисляются, например, правило, формула, определение, примеры и т.п.) уметь: (перечисляются умения);
3) Учащиеся за урок научатся рассказывать (устно или письменно), например, географию страны по плану (далее приводится план ответа);
4) На выходе с урока учащиеся смогут выполнить тест (далее приводится сам тест или – ссылка на него: приложение или страницы книги);
5) Учащиеся смогут (и далее перечисляются умения).
- Критерии успеха и оценки выполнения когнитивных и креативных заданий.
Критериями могут служить сформулированные в учебных программах требования к знаниям и умениям учащихся, а также нормы 10-балльной системы оценивания учебных достижений учащихся. Наряду с общими критериями могут быть критерии индивидуальные, которые демонстрируют прогресс ученика.
Озвучивание, демонстрация или выработка критериев происходит сразу после объявления темы и цели занятия, в начале изучения большой темы, при предъявлении домашнего задания. Список критериев может быть написан на доске или получен на листочке бумаги каждым учащимся.
Пример:
Оцениваемый параметр
|
Краткие характеристики параметров
|
Балл
|
|
|
|
- Обратная связь на уроке: выходной контроль.
При диагностичном задании цели на завершении урока целесообразно иметь три следующих этапа:
– Препреддпоследний: самостоятельное выполнение учащимися выходного теста (работа является средством диагностики и самодиагностики степени усвоения каждым изучаемого учебного материала);
– Предпоследний: самоконтроль, самооценка или взаимооценка учащимися, учительский контроль их работ. Для этого они сравнивают сделанное с эталонами верных ответов, видят свои пробелы и достижения. Здесь при необходимости организуется коррекционная работа;
– Последний: взятие учащимися домашнего задания, которое фокусируется на проблемах, выявленных тестом.
На выходе с урока проверяется то, что обозначено в качестве цели занятия.
- Самооценка. Оценочные листы учащихся. Взаимооценка.
Выделяют три ведущих функции самооценки:
– констатирующая – реализуется посредством самоконтроля, который информирует учащегося, что он знает хорошо, что не получается;
– мобилизационно-побудительная – направляет ученика на дальнейшую работу по освоению материала. Она связана с поиском причин достижений и неудач;
– проектировочная – предполагает самоопределение ученика на дальнейшую работу.
Оценочный лист для оценки уровня усвоения темы:
Учебный элемент
|
Не знаю
|
Знаю
|
Понимаю
|
Могу объяснить другим людям
|
|
|
|
|
|
Лист самооценки эффективности работы на уроке:
Этапы урока
|
Макс. Оценка в баллах
|
Самооценка
|
Взаимооценка
|
Оценка учителя
|
Общая оценка
|
|
|
|
|
|
|
- Рефлексия как средство самооценки учащимися собственной деятельности и ее результатов.
Рефлексия (лат. – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также осознание самого себя в деятельности. По итогам рефлексии обдумывается не только исполненная деятельность, но и выстраивается будущая.
|
Автоматический переводчик
Вакансии для несовершеннолетних
Питание
Внимание!
Портал рейтинговой оценки
Наши символы
«Твое профессиональное образование»
«Центра наглядной профилактики»
Единый информационно-образовательный ресурс
Интерактивный информационный интернет-ресурс
"Беларусь Библиотечная"
Республиканское общественное объединение "Белая Русь"
«Я знаю!»
Акция «Крышечка в обмен на жизнь»
Горячая линия
Погода
Наши шефы
Сайты
Счетчик
|