ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии
г. Пинска"

Меню раздела

    Новости Министерства образования

    03.05.2024В Беларуси наградили победителей Республиканской олимпиады по теории и практике избирательного процесса
    Ее в стране проводят уже во второй раз. В организаторах: Министерство образования, Центральная избирательная комиссия, Академия управления при Президенте, Академия образования.Подробнее...
    03.05.2024В центе внимания – Витебский регион
    Сегодня с рабочим визитом Министр образования Андрей Иванец посещает Витебский регион.
    В программе пребывания достаточно много ключевых позиций: ход подготовки к проведению на самом высоком уровне XI Форума регионов Беларуси и России, который состоится 27 – 28 июня на площадках в Витебске, Полоцке и Новополоцке; встреча с педагогической общественностью Полоцка и Новополоцка; диалоговая площадка, посвященная VII Всебелорусскому народному собранию, а также ознакомление с материально-технической базой и условиями образовательного процесса в Полоцком кадетском училище

    Подробнее...
    02.05.2024Долг живых – не забывать о тех, кто спас Родину
    Память о Великой Отечественной войне будет переходить из поколения в поколение как величайшая трагедия и свидетельство мужества и стойкости народаПодробнее...
    30.04.2024Поздравление Министра образования с праздником Труда – 1 мая
    Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
    От имени Министерства образования Республики Беларусь и от меня лично примите самые искренние поздравления
    с праздником Труда – 1 мая!
    Подробнее...
    Главная : Методическая работа : В помощь педагогу. Структура уроков : Памятка по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя

    Памятка по организации и совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя

    1

    Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен учащимися.

    2

    Алгоритм организации проверки:

    Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.

    3

    Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.

    4

    При учете знаний любой труд учащихся должен быть оценен.

    Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

    5

    Отметки выставляются за:

    • устные ответы при индивидуальной проверке,
    • за выполнение практической работы,
    • при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,
    • за исправления, дополнения ответов другими учащимися,
    • за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

    6

    Что проверять?

    • Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
    • Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
    • При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания.

    7

    Учитель обязан объявлять отметку отвечающему и всему классу,  указывать, почему поставлена та или иная отметка.

    8

    Отметка обязательно комментируется. Учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание.

    9

    Учитель обязан заранее объяснять критерии отметок, чтобы учащиеся знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.

    10

    При анализе ответа учитель определяет:

    • все ли изложил учащийся,
    • сколько ошибок было, какие это были ошибки,
    • какие были сделаны неточности,
    • правильно ли понят учебный материал,
    • знает ли учащийся определение понятий,
    • умеет ли объяснять связи и зависимости,
    • дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
    • умеет ли выделять главное,
    • оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
    • логично, последовательно излагать материал.
    • насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
    • нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.
    • умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им

    11

    Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.

    12

    Недопустимо снижение отметки и     выставление     неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму.

    13

    Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.

    14

    Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теорети­ческие знания на практике, а не просто воспроизводить материал.

    15

    Проверка имеет обучающее значение - обучение учащихся приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

    16

    Систематически проводите количест­венный и качественный анализ контрольных и обучающих работ.

    17

    Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики са­мостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материа­ла.

    18

    Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письмен­ной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за за­дание в рабочей тетради с регламентируемым объёмом работы.

    19

    Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.    

    20

    Не забывайте о стиму­лирующей функции 10-балльной системы, старайтесь   отметить нестан­дартные способы решения, положительные достижения ребят.

    21

    Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.

    22

    Важно   поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год.  

    23

    При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение ти­пичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи".

    24

    Ваши учащиеся "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, учащиеся с высокой мотивацией справятся с ней лучше.

    25

    Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учащихся. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.

    26

    Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Учащимся что-то может быть непо­нятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.

    27

    Учите учащихся быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошиб­ку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.

    28

    Учащимся нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.

    29

    Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего зада­ния и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

    Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:

     - Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес». Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.

    -Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.

     -Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.

      Выставление отметок по предметам способствует развитию учащегося:

    -если он понял, что от него требуют;

     -если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;

     -если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.

     Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.

    Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.

     

    ЭЛЕМЕНТЫ АКТИВНОЙ ОЦЕНКИ, С КОТОРЫМИ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ

    * Мы будем в начале каждого урока договариваться о цели ра­боты, чтобы вы знали, что и зачем вы будете учить, а также, чтобы по завершении урока вы сами могли оценить то, на­сколько ваши цели достигнуты.

    * Всегда буду вас знакомить с критериями оценки, это значит указывать на то, что будет оцениваться. Затем я буду у вас оценивать только то, что было определено заранее. Таким образом, проверка будет осуществляться частично — только того, о чем была предварительная договоренность.

    * Я буду ставить вам вопросы, чтобы вы их самостоятельно ре­шали; буду создавать проблемные ситуации, вы будете ви­деть в них проблемы, которые будем вместе разрешать. Вы будете сами проявлять инициативу, а не только следовать моим указаниям.

    * Вместо отметок вы часто будете получать комментарии к ва­шим работам: что вы сделали хорошо, а над чем следует еще поработать. Таким образом, мы будем сотрудничать в про­цессе учения. Эти комментарии вы будете получать устно или письменно. Вы будете или принимать мои замечания и предложения или оспаривать их, представляя свои аргументы.

    * Я буду спрашивать ваше мнение о том, как вы хотите, чтобы вас учили. Буду стараться ваши мнения учитывать.

    * Я буду часто просить вас обсудить ваши ответы на мои во­просы в парах.

    * Буду стараться ставить вам в начале занятия ключевой во­прос, на который мы вместе будем искать ответ.

    * Отметки вы будете получать в основном за проверочные ра­боты по результатам каждого раздела.

    * Вы часто будете оценивать работы друг друга, а также ста­вить друг другу вопросы, давать советы.

    * Вы также будете оценивать себя сами и на этой основе пла­нировать свое дальнейшее развитие.

    Правила организации обучения с актив­ной оценкой

    Правило I. Активная оценка невозможна без тщательного пла­нирования процесса обучения. Цели и задачи обучения, план ра­боты, критерии оценки должны понимать и знать все учащиеся. При планировании работы учитель принимает во внимание ин­формацию о прогрессе учащихся и оценку уровня достижения це­лей. Учащиеся должны знать и свою роль в проверке результатов обучения, и на какую помощь они могут рассчитывать в процессе собственного учения. План корректируется на основе результатов обратной связи.

    Правило 2. Учащиеся осознают то, зачем они учатся и как они учатся. Ученики и учитель осмысливают и оценивают сам процесс учения и его результаты.

    Правило 3. Постоянно происходит рефлексия по поводу обуче­ния-учения. Учащиеся рассуждают, что они уже знают и чему на­учились. На основе рефлексии принимаются решения по поводу улучшения работы.

    Правило 4. АО - одно из ключевых умений учителя. Учитель, который руководствуется стратегией активной оценки, умеет пла­нировать процесс, наблюдать за его ходом, анализировать и объ­яснять полученную информацию об образовательном процессе и его результатах, пользоваться обратной связью и передавать уча­щимся то из своей оценки, что имеет значение для их развития; он умело организует самооценку и взаимооценку. Для этого он воору­жает их соответствующими критериями.

    Правило 5. Оценка имеет конструктивный характер и употреб­ляется с большим тактом, поскольку нет людей, безразличных к внешней оценке. Учитель понимает, каким образом он воздей­ствует на учащихся, на их энтузиазм и веру в собственные силы, как влияют на детей его комментарии. Обратная связь имеет отно­шение не к ученику, а к тому, как он работает, каковы результаты его деятельности.

    Правило 6. АО мотивирует учащихся к учению. Она имеет позитивный характер, сосредотачивается на позитиве, на успехах, на достижениях учащихся. В классе не должно быть рейтингов, конкуренции. АО побуждает учащихся к учебе, если поддерживает их самостоятельность, обеспечивает возможность выбора. Уча­щиеся сами осуществляют обратную связь — оценивают результа­ты и процесс движения к этим результатам.

    Правило 7. АО предусматривает на этапе планирования дея­тельности определение критериев успеха, на что учитель будет об­ращать внимание, чего учащиеся должны будут достичь. Крите­рии успеха должны быть понятными учащимся, чтобы они сами могли их использовать для само- и взаимной оценки.

    Правило 8. При применении АО учащиеся получают рекомен­дации, как они могут улучшить свои результаты и развиваться дальше. Учащиеся желают иметь информацию и советы, чтобы они могли планировать свои последующие шаги. Учитель показы­вает сильные стороны работы учащихся и дает советы, как их раз­вивать; указывает слабые стороны работы и дает рекомендации по их улучшению.

    Правило 9. АО развивает способности учащихся самостоятель­но оценивать себя. Это помогает самостоятельному управлению процессом своего учения. Дорога к самостоятельности проходит через развитие способности к самооценке. Учитель поощряет са­мооценку. Благодаря АО учащиеся используют и развивают свой потенциал. Она представляет возможности каждому учащемуся достичь возможного для него высокого уровня в усвоении учебного материала.

    Правило 10. Вовлечение родителей в оценочную деятельность существенно повышает результативность образовательною про­цесса, поскольку становится более эффективной домашняя само­стоятельная работа их детей. При этом родители пользуются полу­ченными от учителя критериями успеха, обращают основное вни­мание не на отметки, а на то, чему их дети научились, как они работали на уроках и дома.

     

    Дидактические средства организации контрольно-оценочной деятельности

    1. Входная диагностика и самодиагностика (ВДиСД).

    Ценность ВдиСД заключается в том, что:

    1)      Ее субъектами являются не только учитель, но и каждый учащийся (то есть, ученики проверяют сами себя);

    2)      Она включает, помимо ответов учащихся на вопросы, самооценку, а также коррекцию знаний и умений. При этом некоторые вопросы могут оказаться невыясненными (это те, которые из новой темы); оони изучаются на последующих этапах урока.

    Когда проводить ВДиСД?

    Целесообразно перед изучением раздела учебного курса или учебной темы, в начале урока.

    Что следует спрашивать у учащихся?

    Должны предлагаться вопросы и задания, которые позволяют выяснить, как учащиеся выполнили домашнее задание, как они владеют знаниями и умениями, на которых строится новая тема. Можно предлагать учащимся вопросы и по тому учебному материалу, который сегодня планируется изучать, что позволяет создавать ситуации познавательной напряженности, ощущение проблемы. Это актуализирует познавательную потребность учащихся и повышает уровень их мотивации.

    В какой форме проводить ВДиСД?

    Могут применяться различные варианты: диктант, тест учебных достижений, задания на заполнение таблицы и т.п.

    Сколько вариантов вопросов и заданий предлагать учащимся?

    Предпочтительно давать учащимся один вариант.

    Какие средства контроля и самоконтроля использовать?

    Могут применяться диктанты, логико-смысловые модели, таблицы с “белыми пятнами”, решения задач, в которых пропущены промежуточные действия и др.

    Как проверять выполненные работы? Ставить ли отметки?

    Предпочтение следует отдать самоконтролю или взаимоконтролю, при котором учащиеся, сравнивая ответы и результаты выполнения заданий с эталонами, критериями, сами выясняют, в чем они успешны, в чем есть пробелы, над чем следует работать. При этом отметки не выставляются. Учащиеся сами оценивают уровень своей успешности и характер учебных затруднений.

    Если учитель все-таки намерен выставить в журнал отметки, то количество вариантов должно быть больше одного.

    1. Диагностично сформулированная цель урока.

    Смысл понятия “диагностично сформулированная обучающая цель урока” заключается в том, что заданная таким образом цель одновременно является инструментом для измерения и оценки степени ее достижения.

    Для того чтобы включить учащихся в оценочную деятельность, чтобы ученики определенно знали, что они будут усваивать, что будет проверяться, чему они научились, а чему пока нет, чтобы учащимся и учителю было ясно, над чем работать дальше, необходимо в цели определять предполагаемые результаты - перечень тех знаний и умений, которыми планируется к окончанию урока будут владеть ученики. Эта первая половина процедуры постановки обучающей цели. Вторая половина – доведение цели урока до учащихся на понятном им языке (или вовлечение учеников в самоопределение на личный вполне конкретный результат).

    Цель на языке учащихся записывается на доске, что позволяет в течение урока обращаться к ней, видеть и понимать, как идет продвижение к запланированному результату, вносить необходимые коррективы.

    Цель может определяться различными субъектами:

    –                    Только учителем. Учитель формулирует цель и сообщает ее ученика на их языке. Это оправдано, когда, во-первых, тема сложна и ученикам нелегко самим увидеть предполагаемые результаты учения, во-вторых, когда у учащихся высокая мотивация и готовность идти за учителем;

    –                    Учителем совместно с учащимися во фронтальной работе. Вариант подходит, если в начале урока создана ситуация познавательной напряженности;

    –                    Парами или группами учащихся. Группы учащихся определяют цель, предъявляют ее классу, а затем цель согласовывается и записывается на доске;

    –                    Каждым учащимся в отдельности. Вариант подходит при высоком уровне мотивации учащихся. Успешнее данная работа идет, если учащимся на выбор предлагаются различные варианты цели.

    При постановке целей учителю необходимо учесть многие факторы: требования учебной программы, уровни обученности и мотивации учащихся, уровни их развития и воспитания, обучающие, воспитывающие и развивающие возможности содержания, методов, форм и средств обучения.

                Для описания обучающей цели могут быть использованы различные клише: обучающая цель урока – это:

    1)                 Владение учащимися следующими умениями (далее эти умения перечисляются. Основаниями для их выделения являются требования учебной программы: “Учащиеся должны знать…Учащиеся должны уметь…”);

    2)                 К окончанию урока учащиеся будут знать (далее перечисляются, например, правило, формула, определение, примеры и т.п.) уметь: (перечисляются умения);

    3)                 Учащиеся за урок научатся рассказывать (устно или письменно), например, географию страны по плану (далее приводится план ответа);

    4)                 На выходе с урока учащиеся смогут выполнить тест (далее приводится сам тест или – ссылка на него: приложение или страницы книги);

    5)                 Учащиеся смогут (и далее перечисляются умения).

    1. Критерии успеха и оценки выполнения когнитивных и креативных заданий.

    Критериями могут служить сформулированные в учебных программах требования к знаниям и умениям учащихся, а также нормы 10-балльной системы оценивания учебных достижений учащихся. Наряду с общими критериями могут быть критерии индивидуальные, которые демонстрируют прогресс ученика.

    Озвучивание, демонстрация или выработка критериев происходит сразу после объявления темы и цели занятия, в начале изучения большой темы, при предъявлении домашнего задания. Список критериев может быть написан на доске или получен на листочке бумаги каждым учащимся.

    Пример:

    Оцениваемый параметр

    Краткие характеристики параметров

    Балл

     

     

     

     

    1. Обратная связь на уроке: выходной контроль.

    При диагностичном задании цели на завершении урока целесообразно иметь три следующих этапа:

    –        Препреддпоследний: самостоятельное выполнение учащимися выходного теста (работа является средством диагностики и самодиагностики степени усвоения каждым изучаемого учебного материала);

    –        Предпоследний: самоконтроль, самооценка или взаимооценка учащимися, учительский контроль их работ. Для этого они сравнивают сделанное с эталонами верных ответов, видят свои пробелы и достижения. Здесь при необходимости организуется коррекционная работа;

    –        Последний: взятие учащимися домашнего задания, которое фокусируется на проблемах, выявленных тестом.

    На выходе с урока проверяется то, что обозначено в качестве цели занятия.

     

     

    1. Самооценка. Оценочные листы учащихся. Взаимооценка.

    Выделяют три ведущих функции самооценки:

    –        констатирующая – реализуется посредством самоконтроля, который информирует учащегося, что он знает хорошо, что не получается;

    –        мобилизационно-побудительная – направляет ученика на дальнейшую работу по освоению материала. Она связана с поиском причин достижений и неудач;

    –        проектировочная – предполагает самоопределение ученика на дальнейшую работу.

    Оценочный лист для оценки уровня усвоения темы:

    Учебный элемент

    Не знаю

    Знаю

    Понимаю

    Могу объяснить другим людям

     

     

     

     

     

    Лист самооценки эффективности работы на уроке:

    Этапы урока

    Макс. Оценка в баллах

    Самооценка

    Взаимооценка

    Оценка учителя

    Общая оценка

     

     

     

     

     

     

     

    1. Рефлексия как средство самооценки учащимися собственной деятельности и ее результатов.

    Рефлексия (лат. – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также осознание самого себя в деятельности. По итогам рефлексии обдумывается не только исполненная деятельность, но и выстраивается будущая.

     

    Автоматический переводчик 

     

    Вакансии для несовершеннолетних

    Питание

    Внимание!

    Портал рейтинговой оценки

    Наши символы

    «Твое профессиональное образование»

    «Центра наглядной профилактики»

    Единый информационно-образовательный ресурс

    Интерактивный информационный интернет-ресурс

    "Беларусь Библиотечная"

    Беларусь Библиотечная

    Республиканское общественное объединение "Белая Русь"

    «Я знаю!»

    Акция
    «Крышечка в обмен на жизнь»

    Горячая линия 

    Погода 

    Наши шефы

    Сайты


    Министерство образования Республики Беларусь
     

    Книга Беларуси XIV-XVIII веков

    Счетчик

    Яндекс.Метрика
    Адрес: 225704 г.Пинск, ул. Калиновая,4
    Телефон: 8(0165)633900
    Электронная почта:sch2@pinsk.gov.by
    НИРУП "ИППС" Регистрационное свидетельство № 2141711590 от 18.04. 2017 г.