ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии
г. Пинска"

Меню раздела

    Новости Министерства образования

    03.05.2024В Беларуси наградили победителей Республиканской олимпиады по теории и практике избирательного процесса
    Ее в стране проводят уже во второй раз. В организаторах: Министерство образования, Центральная избирательная комиссия, Академия управления при Президенте, Академия образования.Подробнее...
    03.05.2024В центе внимания – Витебский регион
    Сегодня с рабочим визитом Министр образования Андрей Иванец посещает Витебский регион.
    В программе пребывания достаточно много ключевых позиций: ход подготовки к проведению на самом высоком уровне XI Форума регионов Беларуси и России, который состоится 27 – 28 июня на площадках в Витебске, Полоцке и Новополоцке; встреча с педагогической общественностью Полоцка и Новополоцка; диалоговая площадка, посвященная VII Всебелорусскому народному собранию, а также ознакомление с материально-технической базой и условиями образовательного процесса в Полоцком кадетском училище

    Подробнее...
    02.05.2024Долг живых – не забывать о тех, кто спас Родину
    Память о Великой Отечественной войне будет переходить из поколения в поколение как величайшая трагедия и свидетельство мужества и стойкости народаПодробнее...
    30.04.2024Поздравление Министра образования с праздником Труда – 1 мая
    Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
    От имени Министерства образования Республики Беларусь и от меня лично примите самые искренние поздравления
    с праздником Труда – 1 мая!
    Подробнее...
    Главная : Методическая работа : В помощь педагогу. Структура уроков : Каким должен быть открытый урок?

    Каким должен быть открытый урок?

    Посредственный учитель излагает,

    хороший учитель объясняет,

    выдающийся учитель показывает,

    великий учитель вдохновляет.

                                        Л. Толстой

     

    1.       ОТКРЫТЫЙ УРОК – ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

    Открытый урок – одна из давно применяющихся форм организации методической работы, средство распространения эффективного или инновационного опыта. Это специально подготовленное в рамках образовательной программы учебное занятие, на котором присутствуют гости или эксперты.

    Наверное, для любого учителя, независимо от опыта и стажа работы, открытый урок–ответственное и волнительное мероприятие, поскольку качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения учебного занятия, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой.

    Безусловно, открытый урок не может быть похож на обычный, рабочий, поскольку предполагает аккумуляцию лучшего (формы и методы работы, материал, оформление и т.п.), что может предложить учитель своим учащимся и что даст представление о возможностях педагога. Такой урок отличается от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой, темпом и т.д. При любом индивидуальном методическом почерке должны соблюдаться некоторые основные требования, вытекающие из объективных закономерностей образовательного процесса.

     

    1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА:
    • повышение квалификации тех, кто приходит на учёбу к учителям-профессионалам высокого класса;
    • экспертиза коллегами новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем;
    • саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации;
    • анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ИКТ;
    • обобщение приемов научной организации и контроля качества образовательного процесса.

     

     

    1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ
    • Открытый урок должен пройти в привычной, известной и учителю, и учащимся   форме, только тогда они смогут чувствовать себя уверенно и комфортно.
    • Урок должен быть четко оформлен, структурирован, в нем должна чувствоваться железная воля педагога; никакой аморфности!
    • Желательно применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия.
    • Урок должен быть динамичным, в нем постоянно один вид деятельности учащихся должен сменять другой.
    • Формирование знаний, умений и навыков (компетенций) учащихся осуществляется на основе их самостоятельной познавательной деятельности.

    Преподаватель должен продемонстрировать не свои знания в предметной области и ИКТ – компетентность, а умение организовать

    работу учащихся по достижению поставленных целей.

    • Урок должен быть нагляден (понятен): присутствующие на уроке гости (педагоги, чиновники, родители) должны понимать, какие задания и действия выполняют учащиеся на каждом этапе. Естественно, сами учащиеся должны каждое мгновение четко понимать свою задачу. А для этого все задания учитель обязан формулировать кратко и четко.
    • Нельзя поделиться с коллегами опытом, которого не имеешь. Неубедительно для присутствующих звучат слова учителя о том, что он «хотел попробовать, как это получится» после неудавшегося урока.

     

    1. ЭТАПЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКА

    Как построить открытый урок? Как сделать так, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало не только знания и умения, но и творческое сознание?

    Для того чтобы работа была эффективной, следует выделить следующие этапы работы учителя по подготовке и проведению открытого урока.

    1. ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ДО УРОКА

    1.1.С чего начать подготовку к уроку?

    • Четко определить и сформулировать для себя его тему. Для открытого урока лучше выбирать такую тему, которая была бы значима в общекультурном отношении, достаточно широка, чтобы заинтересовать людей, не слишком сведущих в вашем предмете, и в то же время достаточно глубока и серьезна, чтобы урок не произвел легковесного впечатления.
    • Определить место темы в учебном курсе.
    • Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно.
    • Выбрать тип урока. Для проведения открытого урока могут использоваться любые типы и виды учебных занятий:  
      урок закрепления знаний;

    повторительно-обобщающий урок;

    комбинированный урок;    

    сообщения новых знаний;  

    урок-семинар;  
    урок-практикум;        
    урок-экскурсия;
    деловая игра;    

    ролевая игра;   

    урок – конференция и др.

    • Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
    • Составить приблизительный план урока, который постепенно будет дорабатываться. К открытому занятию необходимо составить план занятия с четким и разумным распределением времени, с перечислением всех основных этапов урока, основных видов деятельности учащихся и учителя, видов и форм организации работы, видов упражнений. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока.
    • Рекомендуется накануне сообщить учащимся о проведении открытого урока, чтобы подготовить их к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители. Недопустима «репетиция» открытого урока с одним и тем же классом!
    1. 2. Как сформулировать цели урока?

    Следует определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Грамотно поставленная цель должна быть конкретной, реалистичной, диагностируемой и т.д. Для её формулировки используются речевые обороты: «создавать условия», «организовать деятельность», «способствовать», «содействовать», «обеспечить ситуацию», «предоставить возможность» и др. В отличие от прежних формулировок («формировать», «воспитывать» и т.д.) они свидетельствуют о гуманистических тенденциях современного образования, подчеркивают его ненасильственный характер.

             Необходимо чётко сформулировать для себя и цели учащихся (прогнозируемые результаты): «к концу урока учащиеся будут знать… уметь…».

    1.3. Как спланировать учебный материал?

    Развитие мышления не происходит само собой на уроке – нужно провоцировать интеллектуальную деятельность учеников, то есть создавать такие ситуации, в которых она становится необходимой. Значит, в материале должна быть обнаружена проблема (противоречие), требующая своего разрешения на уроке.

    Для этого надо:

    • Подобрать литературу по теме. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
    • Подобрать учебные задания, целью которых является не только узнавание и воспроизведение нового материала, но и применение знаний в новой ситуации; творческий подход к знаниям.           
    • Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
    • Использовать межпредметные связи, отражающие многообразие и единство мира, расширяющие кругозор учащихся, сферу их интересов, уровень их общего развития.
    • Придумать «изюминку» урока
    1. 4. Как придумать "изюминку" урока?

    Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся – одним словом, то, что они будут помнить, когда забудут всё остальное. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, яркое высказывание, нестандартный подход к уже известному.

    1.5. Как сгруппировать отобранный учебный материал?

    Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

    1.6. Как спланировать контроль деятельности учащихся на уроке?

    Чтобы спланировать контроль деятельности учащихся на уроке, необходимо продумать:

    • что контролировать;
    • как контролировать;
    • как использовать результаты контроля.

    1.7. Как подготовить оборудование для урока?

    Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, наглядных материалов и т. д., ведь удачно подобранные иллюстрации, плакаты, презентации внесут разнообразие и яркость не только в оформление, но и в сам процесс мероприятия.

    Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

    1.8. Что запланировать на конец урока?

    • Домашнее задание. Следует продумать задание на дом –  содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению. (Возможно проведение этого этапа урока в начале занятия).
    • Выставление отметок. Нужно продумать систему оценки знаний и умений учащихся на уроке.
    • Рефлексию. Необходимо спланировать форму проведения рефлексии.
    1. ЗА НЕСКОЛЬКО МИНУТ ДО УРОКА
    • Все материалы, которые планируется использовать на уроке, должны быть разработаны или подобраны на подготовительном этапе, иметь эстетичный вид, соответствовать теме, быть в достаточном количестве и находиться под рукой.
    • Аппаратура устанавливается с соблюдением правил безопасности, чтобы не было помех при ее использовании ни для учителя, ни для учащихся.
    • Необходимо проверить расстановку парт и оборудования: учитель не должен стоять спиной к зрителям.
    • Проветрить кабинет. Подготовить доску, мел.
    • Подготовить раздаточный материал: на столах гостей должны быть те же дидактические материалы, что и у учащихся.
    • Гостям можно раздать небольшие буклеты с пояснением основных этапов урока.
    1. ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

    3.1. Как начать урок?

    Начало урока – момент резкого перехода от домашней жизни, свободной игры, общения со сверстниками во время перемены к совсем другой деятельности. Упорядоченной, нормативной, интеллектуальной. И педагог должен как-то обозначить границу между двумя ситуациями. Это легче сделать, если завести в классе некий ритуал, повторяющийся изо дня в день. Привычный, позволяющий ребенку переключиться на учебную работу, занять позицию учащегося. И в то же время нескучный, с элементами неожиданности. С самого начала урока нужно удивить, заинтересовать, восхитить детей, то есть мотивировать их предстоящую работу.

    1.2.         Как организовать образовательную деятельность?

    • Хороший урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. Необходимо плавно и логически переходить от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута.
    • Небольшая проверочная или самостоятельная работа (можно и в игровой форме), например, по домашнему заданию в группах или парах позволяет учителю диагностировать усвоение учащимися изученного ранее материала.
    • Организовать самостоятельную работу легче, если раздать учащимся четко структурированные рабочие листы с ясными, краткими заданиями.
    • На уроке нужно использовать в первую очередь те педагогические приемы, которые позволяют учителю не только продемонстрировать свои лучшие педагогические качества, но и сделать доступным сложный материал.
    • Выбранная учителем педагогическая технология (формы, методы, средства, приемы) должна быть адекватна содержанию урока, а не «притянута за уши». Владение информационными технологиями (презентация, другие электронные средства обучения) сегодня является важным критерием оценки профессионального мастерства педагога. Однако использование компьютера на уроке должно быть оправданно.
    • На современном уроке ребята должны овладевать в первую очередь деятельностью, а не знаниями (функциональная грамотность). Кроме того, только в деятельности возможно полноценное усвоение содержания!
    • Урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Каждый урок должен воспитывать всеми своими компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом учителя, общей атмосферой.
    • Стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению можно путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды.
    • Очень важен контакт с детьми: готовность слышать их высказывания и отвечать на них; позитив, юмор, оптимистический настрой урока. Готовность импровизировать. На занятии детей должно быть видно: они должны высказываться, дискутировать, докладывать, активно делать что-либо (например, физические или химические опыты). Украшает открытый урок интегративность содержания – опора на знания, полученные ребятами в других предметах. Можно вести урок (диалог с учениками), опираясь на их социальный опыт.
    • Строя урок, необходимо определить не только то, какие знания должны быть усвоены учащимися, но и то, на каком уровне они должны быть усвоены именно на этом уроке.
    • Педагог не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что выполнить ранее намеченный план полностью независимо от возникших на уроке обстоятельств. Учитель должен быть готов изменить план в ходе самого урока в зависимости от возникшей на уроке предполагаемой или непредвиденной ситуации. Способность к импровизации - один из показателей не только креативности, но и мастерства учителя.
    • Необходимо на каждом этапе учебного занятия подводить итоги, чтобы можно было понять, насколько усвоен учащимися материал. Дети ценят ощущение: «теперь я знаю, умею».
    • С целью предупреждения утомления и переутомления учащихся, снятия мышечной усталости на 20-25-й минуте урока рекомендуется провести физкультминутку.
    • Наличие итоговой диагностики в структуре урока является обязательным этапом, а анализ ее результатов позволяет оценить эффективность урока, сделать вывод о достижении поставленной цели.
    • В конце урока необходимо подвести четкий итог, объявить результаты работы, пояснить отдельные моменты, поблагодарить учащихся.
    • В ходе подведения итогов урока следует внимательно отнестись не только к выставлению отметок, но и к оцениванию ответов учащихся (вербальная оценка, комментирование отметок!).
    • Урок нужно закончить рефлексией.
    • Закончив открытый урок, учитель обязан дать целостный системный его анализ и показать перспективу своей дальнейшей работы по данному курсу.
    • Каковы критерии успешности открытого урока? Что способствует успеху?

    1.3.         Как закончить урок?

    III. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧИТЕЛЕЙ

    Ни для кого не секрет, что иногда на открытых уроках учитель демонстрирует не только (и не столько) необходимые и эффективные для реализации конкретных задач урока приемы и средства, а аудио-, видео-, спецэффекты и прочую модную атрибутику. Это приводит к превалированию формы над сутью, к потере сути за внешними атрибутами, оригинальничанию вместо настоящего творчества, рассчитанного на получение более высокого качества образования. Кроме того, можно отметить наиболее распространённые ошибки педагогов:

    • выбор учителем приемов и методов, не используемых в повседневной практике;
    • отсутствие естественности;
    • преобладание на учебном занятии объяснительно-иллюстративных методов, которые не обеспечивают деятельностный подход к обучению, формированию ключевых компетентностей учащихся                      ( Урок должен быть действительно обучающим!);
    • использование методов, имеющих небольшую дидактическую ценность;
    • ошибочное представление, что на открытом уроке учащимся нельзя ошибаться;
    • снижение уровня комфортности, а значит и эффективности усвоения учебного материала;
    • психологическое давление на учащихся;
    • стремление заранее позиционировать открытый урок как особое мероприятие, требующее от участников свершения каких-либо подвигов;
    • перегруженность урока;
    • несоответствие структуры урока и его содержания поставленным целям и задачам;
    • отсутствие логических переходов от одного этапа урока к другому;
    • отсутствие педагогической гибкости, способности оперативно вносить коррективы в урок.

     

    Затрудняют проведение урока:

    • неуверенность в своих знаниях и «преподавательских силах»;
    • безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
    • «рыхлая» композиция урока;
    • неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
    • однообразие методов обучения;
    • бесстрастный рассказ преподавателя;
    • монотонность и сухость при изложении нового материала;
    • отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

    IV. КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УРОКА

    Для достижения цели открытого урока необходимо, чтобы педагог сделал его своеобразным произведением, со своим замыслом, завязкой и развязкой. Назовём некоторые критерии успешности урока:

    • наличие оправданной, полезной и педагогической привлекательной новизны; 
    • сбалансированность воспитательно-образовательных взаимодействий;
    • активизация познавательной деятельности учащихся;
    • наличие доверительно-уважительной, эмоционально положительной обстановки, увлеченность и включенность учащихся в процесс; 
    • методически целесообразный выбор форм организации учебного процесса;
    • учет интересов каждой группы учащихся (нуждающихся в педагогической поддержке, одаренных, успешных, средних);         
    • использование необходимых и достаточных вспомогательных средств обучения, средств наглядности, технических средств;    
    • разумное соотношение репродуктивных, поисковых и творческих заданий;
    • факт достижения заявленных целей;
    • удовлетворенность самого учителя, коллег, администрации и учащихся; 
    • возможность использования показанного опыта в работе коллег.

    Способствует успеху:

    • хорошее знание материала;
    • способность педагога представлять познаваемый мир целостным и динамичным, оперировать образами и ассоциациями, мыслить и действовать по опосредованной аналогии;
    • продуманный план урока, соответствие типа, структуры построения урока его целям и содержанию;
    • логическая обусловленность и последовательность этапов урока, взаимосвязь между ними;
    • практико-ориентированный характер обучения;
    • правильный выбор и разнообразие методов обучения;
    • использование опорных конспектов, алгоритмов действий, обобщающих схем и т.п.;
    • чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;
    • контактность, коммуникабельность педагога, способность входить в доверие к учащимся и оказывать на них психологическое воздействие, влиять на ситуацию в классе;
    • эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция преподавателя;
    • выраженная заинтересованность педагога в успехе учащихся;
    • привитие учащимся навыков самоорганизации и общения, повышение их готовности принимать в совместной, согласованной и слаженной учебной работе регулярное, посильное, ответственное и деятельное участие.

    «Высшее искусство, которым обладает учитель, – утверждал Альберт Эйнштейн, – это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний».

    И ещё…

    «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является …учитель», – считал А. Дистервег.

    И с этим утверждением нельзя не согласиться.

     

    Автоматический переводчик 

     

    Вакансии для несовершеннолетних

    Питание

    Внимание!

    Портал рейтинговой оценки

    Наши символы

    «Твое профессиональное образование»

    «Центра наглядной профилактики»

    Единый информационно-образовательный ресурс

    Интерактивный информационный интернет-ресурс

    "Беларусь Библиотечная"

    Беларусь Библиотечная

    Республиканское общественное объединение "Белая Русь"

    «Я знаю!»

    Акция
    «Крышечка в обмен на жизнь»

    Горячая линия 

    Погода 

    Наши шефы

    Сайты


    Министерство образования Республики Беларусь
     

    Книга Беларуси XIV-XVIII веков

    Счетчик

    Яндекс.Метрика
    Адрес: 225704 г.Пинск, ул. Калиновая,4
    Телефон: 8(0165)633900
    Электронная почта:sch2@pinsk.gov.by
    НИРУП "ИППС" Регистрационное свидетельство № 2141711590 от 18.04. 2017 г.