Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии
г. Пинска"

Меню раздела

    Новости Министерства образования

    31.03.2020Онлайн-школа юного математика откроется 1 апреля в БГУ
    Бесплатное  обучение организуют по школьной программе для учащихся 5–11 классовПодробнее...
    30.03.2020Перспективы партнерства в сфере образования
    Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины и технопарк "Коралл" заключили договор о сотрудничествеПодробнее...
    27.03.2020 Простые правила безопасности для школьников
    Элементарные правила поведения для школьников во время весенних каникулПодробнее...
    26.03.2020Взаимодействие в действии
    Сегодня Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси и Министр образования Республики Беларусь И.В.Карпенко подписали Программу сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020–2025 годыПодробнее...
    Главная : Родителям : СППС : Эффективные формы социально-психологической работы с семьей

    Эффективные формы социально-психологической работы с семьей

    Социально-педагогическое
    и психологическое сопровождение родителей,
    имеющих детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).


    Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. У него очень высокий уровень зависимости от семьи, ограниченные навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится сложной для семьи, родители оказываются в психологически непростой ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, часто впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая и психологическая помощь посредством:
    - выявления трудностей, проблем взаимодействия в семье;
    - подбора педагогических средств регулирования взаимодействия между членами семьи;
    - создания благоприятной психологической атмосферы для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.
    Социально-педагогическое и психологическое сопровождение – один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально - педагогической и психологической службы учреждения образования. Программа психологической помощи родителям детей с ОПФР позволяет скоординировать взаимодействие всех участников образовательного процесса.
    Программа психологической помощи родителям детей с ОПФР имеет следующие основные цели:
    • изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
    • оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;
    • обучение родителей приемам устранения нежелательного поведения ребенка;
    • оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги;
    • привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.
    Для достижения этих целей использовались такие виды психологической помощи, как:
    - индивидуальное консультирование,
    - групповая работа,
    - просвещение,
    - активное взаимодействие специалистов и родителей,
    - активное вовлечение родителей в жизнь школы.

    Индивидуальные консультации.
    Первым и важным этапом в оказании психологической помощи родителям детей с ОПФР является индивидуальная консультативная работа.
    В процессе этой деятельности, во-первых, выявляются родители, остро нуждающиеся в психологической помощи, во-вторых, определяются общие проблемы семей, в которых воспитываются дети с ОПФР.
    Индивидуальные встречи позволяют понять, что волнует родителей, и в какой помощи они нуждаются. Поскольку формирование личности любого ребенка, в том числе и с отклонениями в развитии, происходит в первую очередь в семье, то от характера взаимоотношений родителей с ребенком зависит, насколько адекватными будут его контакты с социальной средой. Выявлено, что большинство семей с проблемными детьми характеризуются различными типами дисгармоничного воспитания и низким уровнем общения. Практика показывает, что отношение родителей к такому ребенку иногда бывает неверным: от полного игнорирования болезненных симптомов до значительного преувеличения этих симптомов, постановки собственного диагноза и панической реакцией на него. Поэтому, прежде всего, при консультировании родителей нужно учесть не только характер заболевания ребенка и его индивидуальные особенности, но и специфику школьной и семейной ситуации.
    Консультативные беседы показывают, как разнятся позиции родителей по отношению к ребенку и к особенностям его развития, как по-разному они реагируют на действия детей.
    Одни - растеряны, жалуются, что им никто не помогает, им нужна, прежде всего, эмоциональная поддержка, сочувствие.
    Другие нуждаются в получении информации о психофизических особенностях и возможностях своего ребенка, они настроены на поиск путей решения проблем.
    Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно - развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
    На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время).
    Исходя из потребностей родителей, совместно с ними разрабатывается план действий.
    Психологом ведется работа по формированию у родителей позитивного взгляда на ребенка, оказывается эмоциональная поддержка тем, кто по-прежнему испытывает чувство вины, проявляет тревожность. Постепенно сотрудничество с родителями становится все более плодотворным.
    Особое внимание на повторных консультациях уделяется обучению родителей умению общаться с ребенком. Родители описывают то поведение, которому они хотят научить ребенка. По желанию родителей составляется программа индивидуальной помощи ребенку. Мать и отец привлекается к работе по формированию у ребенка общей способности к учению, развитию познавательных процессов.
    Ориентировочная тематика бесед с родителями может быть следующей:
    • Роль общения в жизни ребенка.
    • Причины возникновения конфликтов у детей.
    • Как научить детей общаться?
    • Как научить ребенка понимать других людей?
    • Воспитание у детей чуткости и внимательности.
    • Этика семейного общения.
    • Воспитание терпимого отношения к людям.     

                    


    Групповая работа.
    Психолого-педагогическая поддержка родителей жизненно необходима, потому что именно от родителей и их вклада в процесс воспитания и обучения зависит полноценное развитие детей с ограниченными возможностями. Большую роль для оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания и развития детей играет групповая работа
    В рамках коррекционной помощи родителям в решении проблем психолог может использовать различные групповые формы работы, например:
    1. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви.
    2. Психокоррекционная работа с матерями, которые воспитывают детей с отклонениями в развитии.
    3. Групповые психокоррекционные занятия «Создание благоприятного психологического климата в семье».
    4. Тренинг родительской компетентности.

    Групповая коррекционная помощь родителям состоит из трех этапов:
    I этап - установочный.
    Его цели:
    -создание группы;
    -установление отношений доверия;
    -снятие у родителей эмоционального напряжения.
    II этап - коррекционный.
    Его цели:
    -обучение родителей способам коммуникации с ребенком через ролевые игры,
    -демонстрация эффективного общения с ребенком;
    -овладение родителями техникой бихевиоральной модификации поведения ребенка;
    -повышение чувствительности родителей к проблемам ребенка и эмоциональному состоянию детей;
    -информирование родителей о психологических особенностях детей.
    III этап - завершающий.
    Его цели:
    -закрепление полученных навыков;
    -создание положительного эмоционального настроя и желания использовать -полученные знания и умения за пределами коррекционной группы.
    Рассмотрим основные проблемы родителей, которые могут обнаружиться в ходе тренинга:
    • Преодоление трудностей в различных видах деятельности.
    • Многих матерей волнуют трудности, испытываемые ребенком в учебе и поведении.
    • Неумение ребенка общаться. Нарушение социальной адаптации.
    Большая часть матерей высказывает беспокойство по поводу неумения ребенка общаться с близкими и окружающими.
    • Потенциальные возможности ребенка.
    • Прогноз социального становления ребенка.
    По мере проведения занятий обнаруживается, как меняется эмоциональное состояние родителей. Часть из них испытывают потребность в практических советах. У части появляется мотивация на дальнейшую работу. По мере проведения групповых занятий высказывания родителей о ребенке становятся более обстоятельными, продуманными - все это говорит о том, что напряжение, чувство одиночества, безысходности постепенно уступает место уверенности в возможность помочь ребенку социально адаптироваться.
    На занятиях также решаются задачи повышения психолого-педагогической грамотности родителей, повышение сензитивности к ребенку через моделирование типичных ситуаций внутрисемейного общения и взаимодействия с ребенком. Им предлагается обсудить бытовые ситуации и найти свой способ решения. После моделирования ситуаций родители обмениваются мнениями, рассказывают, что они чувствуют, они начинают лучше осознавать свое общение с ребенком, видеть свои ошибки. В ходе тренинга можно использовать техники бихевиоральной модификации поведения ребенка.
    На первом этапе родителям предлагается составить список беспокоящих их форм поведения ребенка.
    Обсуждение представленных списков позволяет выделить простые и понятные поведенческие "мишени":
    -"ведет себя вызывающе",
    - "бьет детей",
    -"кричит в общественных местах",
    - "отказывается делать уроки" и т. п.
    Анализ проблем позволяет родителям критически их осмыслить и отказаться от значительной части претензий, обусловленных излишней тревожностью ("не любит, когда ему делают замечание", "не всегда слушается старших").
    Первый этап заканчивается построением так называемой "лестницы проблем", на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее реально достижимая поведенческая "мишень", а на каждой последующей - по одной мишени, которые отличаются друг от друга постепенно возрастающей степенью трудности.
    Затем лестница графически изображается на бумаге, что облегчает соблюдение принципа последовательного решения сформулированных проблем.
    Второй этап заключается в составлении каталога подкреплений и наказаний в качестве положительных и отрицательных стимулов.
    Моделируя различные поведенческие ситуации, родители учатся использовать как позитивные, так и негативные подкрепления.
    Третий этап представляет собой практическое осуществление программы коррекции поведения ребенка, проводимой родителями.
    Родители анализируют свои реакции на "плохое" поведение ребенка, делятся опытом использования стимулов, подавляющих нежелательное поведение и формирующих желательное. Высказывания родителей показывают, что они более внимательно и критически оценивают причины отклоняющегося поведения детей и собственное реагирование на такое поведение.
    В конце групповых занятий психолог просит родителей поделиться впечатлениями от тренинга.

     

                 
    Просвещение родителей.
    На этапе просветительской работы психологическая служба раскрывает общие проблемы психического развития детей с особыми потребностями. Нужно знакомить родителей с приемами реагирования на особенности поведения, как их ребенка, так и его сверстников. Кроме того, развитие и воспитание ребенка с особыми потребностями требует специальных знаний о заболевании, его последствиях и потенциальных возможностях ребенка. Родителям необходимы практические рекомендации по присмотру за детьми, разъяснения и рекомендации по решению повседневных проблем, связанных с воспитанием, знакомство с опытом других родителей, которые успешно решили подобные проблемы.
    Основными формами деятельности с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии, являются:
    -родительские конференции,
    -"круглые столы",
    Лекции на следующие темы: « Повышение знаний родителей о психологических особенностях детей с ОПФР», «Формирование у детей с ОПФР практических навыков по преодолению и предупреждению отклонений в развитии познавательной сферы, поведении», « Привлечение родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка».
    Темы лекций и конференций охватывают широкий круг проблем:
    -Взаимодействие школы и семьи - важнейшее условие социального развития личности ребенка",
    -Основа семейного воспитания - здоровый образ жизни",
    -Как воспитывать культуру поведения ребенка с ОПФР",
    -Психофизиологические возможности детей и посильная трудовая деятельность" и другие.
    На первой лекции предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны, а также дополнить вопросами, которые не представлены, но важны для них.

    Взаимодействие специалистов и родителей.
    Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Совместное обучение родителей и детей проводится разными специалистами в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
    Цели занятий:
    - развитие потенциальных возможностей ребенка с ОПФР.
    - обучение родителей психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком;
    -о родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
    - обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности своего ребенка;
    - формирование средств речевого общения и умений практического их использования.
    Дефектолог на совместных занятиях показывает коррекционные упражнения, обучая матерей проведению их в домашних условиях.
    Педагог социальный знакомит родителей с деятельностью организаций, занимающихся вопросами защиты материнства и детства, с законодательством по защите прав ребенка, с организацией учебно-воспитательного процесса в учреждении образования;
    обучает родителей и детей составлять деловые бумаги (адрес, заявление, и др.); изучает жилищно-бытовые условия проживания с целью контроля внутрисемейной ситуации.
    На практических занятиях, проводимых всеми участниками образовательного процесса (дефектолог, педагог-психолог, педагог социальный, учителя - предметники) родители в процессе совместной деятельности осваивают специальные коррекционные приемы и навыки, направленные как на освоение определенной темы, так и на общее развитие ребенка.
    Параллельно с совместными групповыми занятиями проводятся индивидуальные практикумы, на которых закрепляются навыки и умения совместной деятельности родителей и детей.
    Темы занятий определяются запросами матерей и наблюдениями специалистов за динамикой развития конкретного ребенка.

    Вовлечение родителей в жизнь школы.
    Педагогический коллектив школы привлекает родителей к активному участию в различных сферах школьной жизни. Они будут помощниками в проведении утренников, праздников, часов общения, спортивных соревнований. Школьные праздники могут закончиться совместным чаепитием. Участвуя в общих делах, родители больше общаются со своими детьми и лучше понимают и принимают их, что в конечном итоге способствует социальной адаптации детей с ОПФР.

    Работа с родителями данной категории требует не только высокого профессионализма специалистов учреждения образования, но и высокоморальных личностных качеств, душевности, способности вызвать родителя на откровенный (честный) разговор. Всякий раз, выстраивая работу с семьей, мы должны помнить, что главная цель - сделать семью своим союзником в воспитании и обучении ребёнка.

    Из опыта работы педагога-психолога
    государственного учреждения образования
    «Средняя школа №2 имени Героев Днепровской флотилии г. Пинска»
    Петрович Оксаны Александровна 


    Заявка государственного учреждения образования
    «Средняя школа №2 имени Героев Днепровской флотилии г. Пинска»
    на участие в e-mail-конференции на тему
    «Эффективные формы социально-психологической работы с семьей»

    ФИО участника

    Стаж работы

    Место работы

    Должность

    Контактный телефон, электронный адрес 

    Петрович Оксана Александровна

     

    ГУО "Средняя школа № 2 имени Героев Днепровской флотилии г. Пинска"

    Педагог-психолог

    8 0165 331922

     

    Поделиться

    Беларусь Библиотечная

    Беларусь Библиотечная

    Республиканское общественное объединение "Белая Русь"

    Акция
    «Крышечка в обмен на жизнь»

    Горячая линия 

    Погода 

    Наши шефы

    Автоматический переводчик 

     

    Сайты


    Министерство образования Республики Беларусь
     
     

    Книга Беларуси XIV-XVIII веков
    Адрес: 225704 г.Пинск, ул. Калиновая,4
    Телефон: 8(0165)633900
    Электронная почта:sch2@pinsk.edu.by
    НИРУП "ИППС" Регистрационное свидетельство № 2141711590 от 18.04. 2017 г.