Меню раздела
Новости Министерства образования
16.04.2024Дополнительные возможности для поступления сохранили для выпускников профильных классов До поступления в белорусские вузы остаются считанные месяцы. А значит самое время поддержать тех, кто уже который год прилагает максимум усилий и стремится к заветной цели – получить образование по тому направлению, которое в последующем станет делом всей жизни. И у каждого оно – своe. Подробнее...
15.04.2024Учреждения образования страны подключились к профилактической акции «За безопасность вместе» Сегодня в Беларуси началась Республиканская профилактическая акция «За безопасность вместе». Наряду со спасателями к проблеме гибели людей от коварных языков пламени приобщаются педагоги, медики, правоохранители, журналисты, социальные работники, коммунальщики, энергетики. Основная цель, конечно, – предупреждение чрезвычайных ситуаций Подробнее...
12.04.2024Космос открыт белорусской науке Система образования нашей страны получила новый импульс к освоению космического пространства. Недавний полет первого космонавта суверенной страны, Героя Беларуси Марины Василевской подготовил плодородную почву для новых научных достижений Подробнее...
11.04.2024Письмо солдату: сотни белорусских школьников обратились с посланием к защитникам Отечества В год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Брестское областное отделение Белорусского детского фонда совместно с 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой Венской Краснознаменной бригадой инициировало проведение акции «Письмо солдату» Подробнее... |
Главная : Родителям : Патронатное воспитаниеПатронатное воспитание
В Беларуси вводится
патронатное воспитание детей
Патронатное воспитание, предполагающее передачу детей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях или обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в семьи на каникулы, выходные, вводится в Беларуси.
Соответствующее решение содержится в постановлении Совмина № 596 от 28 июня 2012 года.
Патронатное воспитание предполагает передачу детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских интернатных учреждениях или обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, в семьи на каникулы, выходные, праздники.
"Даже кратковременное пребывание воспитанников интернатных учреждений в семье является очень важным для их социализации, будет способствовать их знакомству с укладом жизни благополучной семьи, распределением обязанностей в семье, овладению в естественной обстановке навыками общения, бытовыми умениями", — считают в правительстве.
Опекунами, попечителями переданных на патронатное воспитание детей остаются руководители учреждений. С патронатными воспитателями будут заключаться договоры, предусматривающие их права и обязанности и права и обязанности учреждений.
Патронатная семья
Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).
По словам директора Национального центра усыновления Натальи Поспеловой, «Патронатная семья - это семья, которая дружит с ребенком из детского дома, приглашает его в гости, берет с собой в театр, кино, на отдых. Передача ребенка на воспитание производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передается в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, переданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, а вот воспитательные функции берут на себя семьи».
- Приемные родители отличаются от усыновителей по всем определяющим параметрам, - рассказывает Наталья Поспелова. - Одно дело принять ребенка в свой род, дав ему фамилию, наследство, право называться сыном или дочерью, другое - устроиться на работу. Профессиональная мама, как и обычная, читает ребенку сказки и кладет ему в портфель яблоко. Но она не имеет материнских полномочий: все судьбоносные для ребенка решения принимаются после обсуждения с нанимателем - отделом образования или социально-педагогическим центром. Если находится усыновитель или родная семья ребенка берется за ум, приемная мать отдает воспитанника в постоянную семью. Ей нельзя сказать кандидатам в усыновители: «Он же привязался ко мне!» или обнять ребенка, вздыхая: «Будет ли родная мама любить тебя так же сильно?» У состоявшегося приемного родителя нет ролевого конфликта, поэтому она просто расскажет усыновителям, какие блюда любит ее воспитанник и под какую колыбельную привык засыпать. Она работает в интересах ребенка.
Патронатное воспитание уже внедрено в России, Румынии, Украине, других странах. Это очень удобно для тех взрослых, которые хотят общаться с детьми и воспитывать их, но не могут или пока что не готовы их усыновить или оформить над ними опеку.
Директор Национального центра усыновления считает, что за десять лет белорусам удалось осмыслить зарубежный опыт профессиональной семейной заботы и найти свой путь - в обход «грабель», о которые с послевоенных лет спотыкались зарубежные коллеги. Сегодня можно с уверенностью говорить о двух огромных преимуществах приемной семьи перед другими формами замещающего родительства.
- Во-первых, профессиональный родитель не выбирает себе детей, принимая и подростков с асоциальным поведением, и детей с особенностями развития, и "временных", родители которых попадают в места лишения свободы. Во-вторых, приемная семья, которая живет в том же районе, что и биологическая, дает ребенку право на постоянство территории.
Кроме всех известных бед, которые выпадают на долю сироты по определению, есть еще одна - постоянные и не всегда оправданные перемещения. По банку данных Центра усыновления мы подсчитали, что дети-сироты, пока повзрослеют, до шести раз меняют интернатное учреждение, а вместе с ним город, друзей, привычную обстановку. Им приходится постоянно приспосабливаться к новым людям и условиям. Случается, окончивший столичную школу сирота узнает, что где-нибудь в далекой деревне близ российской границы у него есть домик: по закону, сирота реализует свое право на социальное жилье по месту приобретения статуса.
Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.
Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей — уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.
Патронатная семья по своему статусу характеризуется тем, что ребенок остается воспитанником детского дома и передается в семью на основании договора. Администрация детского дома остается законным представителем ребенка, а психолог, социальный педагог, другие педагогические, медицинские работники продолжают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, участвуют в воспитании, защите его прав.
Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Республики Беларусь обоего пола. Патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование семьи в уполномоченной службе по патронату. По итогам специальной подготовки дается заключение. Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами. Это, и одинокие женщины, и пожилые супружеские пары, и люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Специальная подготовка, подбор семьи и ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход.
Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в индивидуально определяемый для него срок.
Труд патронатного воспитателя является социально значимым трудом. На содержание каждого ребенка патронатному воспитателю выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы.
Правоотношения между ребенком и патронатным воспитателем прекращаются по истечении срока договора о патронатном воспитании.
Виды патронатного воспитания:
-
длительный патронат: ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи.
-
краткосрочный патронат: применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
-
частичный патронат: ребенок посещает патронатную семью в выходные, праздничные и каникулярные дни. Этот вид патронатного воспитание также может выполнять задачи подготовки воспитанников старшего возраста к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.
|
Автоматический переводчик
Вакансии для несовершеннолетних
Питание
Внимание!
Портал рейтинговой оценки
Наши символы
«Твое профессиональное образование»
«Центра наглядной профилактики»
Единый информационно-образовательный ресурс
Интерактивный информационный интернет-ресурс
"Беларусь Библиотечная"
Республиканское общественное объединение "Белая Русь"
«Я знаю!»
Акция «Крышечка в обмен на жизнь»
Горячая линия
Погода
Наши шефы
Сайты
Счетчик
|